Алина Белишкина. Дрейфующие формы

Kate Steciw
Автор курса: Алина Белишкина
Бакалавр Искусств (Смольный  Институт, СПб, Bard College US)           С 2006 года занимается художественной практикой (участвовала в групповых выставках в Хельсинки и Санкт-Петербурге).       С 2007 регулярно участвует в воркшопах для современных художников, проводимых Финской Академией Искусств (Kuva).
Курировала ряд выставок.  С 2007 года работает фоторедактором в различных периодических изданиях.

Курс будет проходить в осеннем семестре 2012 г. образовательной программы “Фотография как исследование”.

WANDERING FORMS/ ДРЕЙФУЮЩИЕ ФОРМЫ
(название отсылает к названию одного из эссе Николя Буррио)

 

В этом семестре мы будем экспериментировать с формой занятий. Наиболее подходящим словом для того, что нас ожидает, возможно, будет слово «лаборатория». Хотя, есть и другие хорошие слова: путешествие, читальный зал, опыт, записная книжка, перформанс и разговор.

Эти слова, а так же многие другие так или иначе будут осмыслены в контексте семинара. Слов будет много. И вот почему.

Один из наиболее интригующих аспектов искусства сегодня, — это его загруженность теорией. Современная арт практика настолько пропитана теоретическими знаниями, что понятие художественного высказывания преобразовалось до неузнаваемости. Кажется, что искусство занимается продуцированием знаний, но не художественных форм. Аккумулированием интеллектуального, но не чувственного.
Так ли это? (вопрос№1)

Во второй половине 20го века многие направления критического искусства двигались по пути отказа от создания художественных произведений и, тем самым, пытались противостоять логике товарообмена, в которую арт объект, будучи материальным, имел опасность быть вписанным.
Что если сегодня, в 21м веке, «товаром» становится не только и не столько объект, сколько «знание»? Какие есть пути сопротивления и уклонения от коммодификации интеллектуального? И можно ли обозначить критическое искусство начала 21го века как искусство критики продуцирования знаний?
(вопрос№2)

Начиная со слов мы попытаемся направить их против самих себя. И, если у нас будет лаборатория, то это будет лаборатория практики сомнений.

Любые традиции, любые теории и практики, любые утверждения в определенных условиях всегда могут быть поставлены под сомнение. «Определенными условиями» для практики сомнения является контекст традиции. Отказываясь от спасительной привязанности к теории мы должны понять от чего мы отказываемся и почему. Только принимая во внимание контекст недавних художественных практик мы можем начать сомневаться с полной уверенностью.
Контекстом и отправными точками для наших экспериментов, сомнений и размышлений будут два направления искусства 20го века: институциональная критика и site-specific art (к сожалению, эквивалента термину site-specific в русском языке до сих пор нет)

Основным мотивом семинара будет размышление о том, что такое художественное исследование сегодня (artistic research v.s research-based art). Самой большой сложностью, а вместе с тем интересом и вызовом для нас будет попытка поместить фотографию в этой, еще только формирующейся, системе мысли. Или не-мысли? (вопрос №3)

Kate Steciw

 

Эта серия семинаров будет основываться на практике (!).
Будь то практика диалога, прогулки, или практика фотографирования, да 😉

Вступительное задание:
1. слушателям необходимо предложить свою собственную интерпретацию того, что такое «художественное исследование»
2. зарегистрировавшись на курс, получить от меня письмо с небольшим (6и-страничным) текстом на английском.
Прочитать текст и по-своему интерпретировать «художественное исследование» нужно будет к первому занятию.

ЧТЕНИЕ:
1. On Keeping a Notebook/ Joan Didion
2. The Neutral/ Roland Barthes (отрывки)
3. Institutional Critique (an anthology of artists’ writings)/ ed. by Alberro and Stimson (отрывки)
4. The Radicant/ Nicolas Bourriaud (отрывки)
5. The Arcades Project/ Walter Benjamin (отрывки)
6. Artistic Research (theories, methods and practices)/ Mika Hannula (отрывки)
7. One Place after Another (site-specific art and locational identity)/ Miwon Kwon (отрывки)
8. Importance of being Iceland/ Myles Eileen
9. Under the Gaze of Theory/ Boris Groys
10. The Scandal of Speaking Body/ Shoshana Felman (отрывки)
11. Записные книжки, фрагменты случайных и не очень текстов, которые вам-слушателям покажутся важными. Поэзия и проза.

Чтобы подать заявку на участие в данном курсе читайте информацию на странице об образовательной программе «Фотография как исследование».