Только не фотография! Образовательная программа для подростков 14-17 лет

Только не фотография!

Фонд «ФотоДепартамент»
Представляет новую образовательную программу
для подростков 14 – 17 лет

Только не фотография!

Программа рассчитана на 3,5 месяца
Количество участников в группе – 15-20 человек
Начало занятий – по мере набора группы

Преподаватели: Ксения Бабушкина / Дарья Зайцева / Катя Юшкевич

Существует несколько прописных истин о фотографии: во-первых, фотография – это легко и доступно; во-вторых, визуальная информация наводнила мир. Помогает ли это понять фотографическое изображение? Мы не определяем искусство как попросту нечто внешне привлекательное: предполагается, что в нём содержится философская идея, выражен дух времени. Однако, попав под шквал ярких привлекательных образов, мы только успеваем оценить, красиво или уродливо то, что мы видим. Сегодня можно констатировать, что визуальный язык благодаря фотографии стал по-настоящему демократичным и международным. Но как начать контролировать этот язык? Как заставить фотокамеру передать идею и как прочитать идею, заложенную в изображении?

В рамках образовательной программы фотография рассматривается как средство, помогающее заговорить на языке, и так уже подсознательно знакомом. Комплексная программа направлена на то, чтобы повысить уровень понимания визуальной культуры и развить творческие способности начинающих авторов. В ходе практических занятий студенты освоят базовые понятия и попробуют себя в разных видах съёмки. На лекциях по истории посмотрят некоторые из самых известных фотографических работ, обсудив их контекст. Вместе эти два рода деятельности дадут ключ к пониманию того, как фотография изменила мир и нас самих, и как можно научиться пользоваться ею.

Программа рассчитана на самую молодую аудиторию ФотоДепартамента, культурного фонда, большое внимание уделяющего образованию и привлекающего к ведению лекций известных фотографов, кураторов и специалистов из разных стран мира.

Цели программы

— Показать какой бывает современная фотография, откуда берет свое начало, кто, зачем и как ее делает

— Попробовать себя в разных жанрах и направлениях и, таким образом, возможно, найти то самое “свое”

— Рассматривать фотографию в тесной связи с мировой историей искусств

— Связать русскую фотографию и пути её развития с эволюцией мировой фотографии

— Продемонстрировать, как интересно просто рассматривать фотографии и как интересно вообще искусство говорит о людях и об истории

ПРОГРАММА

Программа курса построена из двух блоков: фотография с позиции зрителя и фотография с позиции фотографа.

Первый блок – это семинары, темы которых собраны вокруг ключевых мотивов, двигающих авторами. Перед занятиями выполняется задание, результаты которого обсуждаются всеми участниками.

Второй блок – это лекции, в ходе которых слушателям предлагается ничего не записывать, а смотреть на изображения на экране. В лекциях присутствуют постоянные отсылки к истории искусства – в такие моменты предполагается диалог между лектором и аудиторией. По результатам лекций слушатели напишут 1 рецензию на выставку/серию/книгу по фотографии.

Программа занятий:

1. Встреча, знакомство, обсуждение структуры курса.

2. Природа фотографии. При работе с фотограммами мы на практике прочувствуем тот основополагающий факт, что в основе фотографии лежит свет.

3. Фотография как “красивое”
Занятие, посвященное авторам, которые ставили или ставят перед собой главной задачей получение визуально “приятного” изображения.

4. Фотография как “рупор”
Мы будем обсуждать использование фотографии, как универсального языка, с помощью которого можно говорить о социальных проблемах и явлениях.

5. Лекция “Война, конфликты” – Речь пойдет о том, как военные фотографии влияли на общественное мнение. Как при помощи фотографии можно заявить о своей позиции по отношению к острой проблеме современности?

6. Лекция “Мгновение” — Разговор пойдёт о наиболее существенном и, казалось бы, очевидном свойстве фотографии: способности запечатлевать короткое мгновение. Как фотография изменила искусство и наш взгляд на вещи?

7. Фотография как дневник – кто как и зачем работает со своими переживаниями посредством фотографии.

8. Лекция “Повседневность” — фотография считается важным документом, из которого можно узнать о жизни поколений: как предшествующих, так и своего собственного. К каким средствам прибегали фотографы, чтобы передать ритм жизни?

9. Лекция “Портрет” — Речь пойдёт об отношениях художника и модели, а также о сходстве человека и его портрета. Что это значит — передать характер?

10. Фотография как предмет. Мы будем говорить о случаях, когда фотография рассматривается максимально материально.

11. Лекция “Взгляд чужого” — Очень часто фотография служит окном в чужой мир, рассказом о жизни на другом конце земли. Фотографы с разным темпераментом используют фотографию различно. Одни приближаются и становятся частью толпы, другие предпочитают соблюдать дистанцию. Как прочитать подход автора в фотографии?

12. Лекция «Русское» — Важная тема, на примере которой будет рассмотрена преемственность русской фотографии от русского искусства. Как организовать историческое наследие фотографии таким образом, чтобы проследить развитие какой-либо масштабной идеи?

13. Подготовка финальной работы.

14. Презентация финальной работы, обсуждение.

 

Есть несколько моментов, которые кажется важным отметить.

Мы не будем фотографировать во время занятий.  Может быть в отдельных случаях. Или в виде исключения. Но мы будем много фотографировать до и после занятий и будем много обсуждать сделанное. Про “обсуждать сделанное” — кроме трех фиксированных преподавателей на занятия будут приглашаться гости, чтобы услышать максимально широкий спектр точек зрения и познакомиться с разными людьми.

К каждому занятию нужно будет что-то небольшое прочитать.  Это делается для того, чтобы вы начали размышлять на тему прежде, чем мы начнем говорить о ней. И, наконец, мы будем писать.  Трудно придумать какие-то конспекты, ведь мы хотим работать с опытом и впечатлениями. Мы бы хотели, чтобы каждый из участников завел себе жж или tumbler, чтобы после заданий, занятий, текстов зафиксировать – что для вас было важно, что произошло/открылось. Или просто о чем вы думали в процессе.

И у нас обязательно будет итоговая работа, к которой вы подойдете в процессе обучения. Поэтому сейчас невозможно сказать какой теме она будет посвящена, ведь мы еще не видели друг друга и занятия не начались.

Всё это может показаться сложным или трудозатратным.  Не волнуйтесь, так и должно быть. Но, зато, будет интересно.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Катя Юшкевич
Более пяти лет работы с детьми и подростками.
Закончила факультет фотокорреспондентов им. Гальперина в 2011г.
Участница нескольких международных семинаров.
Работы были представлена на выставке “Молодая фотография’ 2012” и в ряде других групповых выставок. Является одним из редакторов он-лайн журнала о фотографии “Ф.”

Дарья Зайцева
Работала над проектами «Международное портфолио ревю для российских фотографов-2011» и «Русская фотография на фестивале FotoFest-2012» в Хьюстоне.
В настоящее время — студентка Европейского Университета в Санкт-Петербурге.
Автор статей по фотографии и современному искусству, ведёт блог owl-owner.tumblr.com

Ксения Бабушкина
Закончила факультет фотокорреспондентов им. Гальперина.
Участница коллективных выставок.
Проводила занятия в летней школе Русского Репортера и обучалась в международной летней школе фотографии (ISSP) (Латвия).
Работает с детьми и подростками с 2006 года.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Все желающие принять участие в программе должны заполнить форму заявки на сайте ФотоДепартамента, включающую небольшое мотивационное письмо и от одной до пяти фотографий.
Возраст участников должен быть от 14 до 17 лет.

Прием заявок на участие в программе открыт – занятия начинаются заниматься по мере набора группы

Решение о составе групп будет приниматься на совместном обсуждении преподавателей.
Список выбранных участников будет опубликован на сайте и каждому будет сообщено по почте о прохождении отбора.
Программа длится 3,5 месяца
Количество участников в группе – 15-20 человек

РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ

График занятий максимально учитывает интересы учащихся слушателей. Занятия проходят раз в неделю в группе. День недели и время проведения занятий — воскресенье, с 12:00 до 14:00. Возможны посещения выставок в другие дни недели.

Стоимость участия: 7000 руб. за курс / 3,5 месяца
В стоимость обучения входят 14 занятия + разбор работ один на один и пользование библиотекой ФотоДепартамента
Участие оплачивается полностью в первый день занятий.

Способы оплаты:
1. Через системы Яндекс.Деньги или Webmoney. Номер кошелька ФотоДепартамента в Яндекс-Деньги – 41001107655165. WebMoney – R895095054168.
2. Переводом на банковский счет ФотоДепартамента. Квитанция на оплату высылается участникам программы отдельно.
3. Наличными в галерее во время подписания договора.

Место проведения занятий:

Галерея «ФотоДепартамент» / наб. Фонтанки, 40 / первый двор от Невского пр. / 1 этаж

Вопросы об образовательной программе “Фотография как исследование” можно задавать по телефонам +7-901-301-7994 / 273-62-74 или на почту school@fotodepartament.ru