back to top

Holga – “Очень ярко”!

Информационный центр/Бюро «ФотоДепартамент»
представляет фотовыставку

HOLGA – “ОЧЕНЬ ЯРКО”!

Виктор Гинзбург / Бостон
Витала Тауз / Тель-Авив
Алексей Тихонов / Санкт-Петербург

2 – 30 мая 2007 г.
Выставочный зал / Невский пр., 20
БИКЦИМ Библиотеки им. В.В. Маяковского

Открытие выставки – 2 мая в 18.30

Выставка продлится до 30 мая.
Представленные на выставке работы можно приобрести он-лайн на сайте ФотоДепартамента

25 лет назад в Гонконге было создано нечто, что знатоки фототехники до сих пор не всегда отваживаются назвать фотоаппаратом. Речь идет о пластиковой камере Holga – дешевом среднеформатном аппарате, который первоначально предназначался для небогатых и непритязательных жителей Китая и Гонконга. Holga – европеизированное «ho gwong», что можно перевести как «очень ярко». Трудно сказать, как было придумано это китайское название. Может быть, оно связано с тем, что у пластиковых камер есть только две установки диафрагмы, для солнечной и «не очень» солнечной погоды?
Средний формат, вероятно, был выбран потому, что в начале 1980-х 6-сантиметровая пленка была распространена в Китае больше, чем узкая. Как известно, вскоре ситуация изменилась. Но Хольга от этого не стала коммерческой неудачей – число поклонников камеры все время растет.

Сегодня пластиковая среднеформатная «игрушка» очень популярна во всем мире. Разумеется, не в категории любительских мыльниц. Хольгу полюбили фотохудожники, преподаватели, читающие курсы по фотографии, и даже серьезные журналисты. За что? Мишель Бэйтс, автор книги «Пластиковые камеры: игры с творчеством», называет эту камеру «антидотом против тирании технологии». И действительно: в Хольге нет никакой автоматики, но нет и большого выбора в средствах управления, все манипуляции, которые может произвести фотограф, носят очень приблизительный характер. При этом оптические эффекты, которые способны дать эти камеры, можно сравнить с возможностями сложных широкоформатных камер, мудреных устройств с мехами и на штативах.

С одной только поправкой: каждая конкретная Хольга будет давать всегда одни и те же искажения. У пластикового фотоаппарата с плохо пригнанной крышкой и слегка перекошенным, «подслеповатым» объективом, как у живого человека, прослеживается индивидуальность, и с ней не поспоришь. К поведению своей Хольги фотограф может только приспособиться.

Число любителей «технологических антидотов» продолжает увеличиваться. Участники нынешней выставки – живой пример того, как это происходит. Три фотографа из разных стран, каждый – с собственной фотографической манерой и своими предпочтениями, оказались одинаково неравнодушны к китайской игрушечной камере.

Первой интерес к Хольге проявила израильтянка Витала Таулз. В 2003 году камера попала ей в руки и стала любимым инструментом. В 2005 году бостонец Виктор Гинзбург приезжал в Петербург на свою выставку. Друзья попросили его захватить с собой несколько камер Хольга – в России их не купить, нужно заказывать напрямую из Гонконга или привозить откуда-то еще. Тогда же Гинзбург купил среднеформатную «игрушку» и себе – как раз подумывал, не завести ли новую камеру. Среди фотоаппаратов, привезенных Гинзбургом, один предназначался Алексею Тихонову.
Виктор Гинзбург:
Хольга ни к чему не обязывает, выглядит как игрушка, почти ничего не весит, все знают, что снимает она кое-как, ее никто не боится, от нее не прячутся. Снять на нее задуманное можно лишь приблизительно, поэтому я особенно и не задумываюсь, часто забывая перемотать пленку до следующего кадра. Просмотр проявленной пленки, отснятой на Хольге, доставляет радость, сродни испытываемой при разворачивании подарков после дня рождения, можно лишь догадываться о том, что внутри. И когда я извлекаю на свет красоту, подаренную мне Хольгой, то испытываю поющий восторг, несравнимый с радостью от хороших кадров, снятых на нормальную камеру.

Витала Тауз:
Несколько лет назад я впервые увидела снимки, сделанные Хольгой. Сказать, что я впечатлилась – не сказать ничего. Я была совершенно ошеломлена ирреальными картинками. Уникальный эффект “взгляда изнутри” создавался при помощи игрушечной камеры из “превосходного дешёвого пластика”, как было написано в одном из обзоров. Следующим шагом было собственно приобретение Хольги. И с того самого момента я с ней практически не расстаюсь – компактная, почти невесомая “тушка” позволяет таскать её с собой в сумке, куда бы я не отправилась. Мне нравится, что фотоаппарат служит не только послушной машиной в руках фотографа, но является полноправным соучастником творческого процесса, имеет свой характер и норов.

Алексей Тихонов:
Можно сказать, что традиционные камеры смотрят «широко открытыми глазами». Это не вполне соответствует человеческому взгляду. Я, как близорукий человек, хорошо знаю, что иногда, чтобы что-то как следует рассмотреть, лучше наоборот, зажмуриться.
Когда в тусклую снежную погоду идешь по безлюдной набережной, широко открывать глаза как-то даже противоестественно. Если, вдобавок, у тебя легкий грипп, температура, скажем, 37,5, то, как ни странно, оказывается, что заводские пейзажи вокруг как-то удивительно гармонируют с твоим самочувствием. И тебе ближе и понятней становятся прелести постиндустриальной эстетики.
Полноценной, «здоровой» камерой это ощущение передать сложно. А вот слабовидящая, парализованная Хольга, способная сфокусироваться только на каком-то одном фрагменте кадра, в такой ситуации становится родным и понятным приспособлением. Особенно, если недавно на нее кто-нибудь сел.    

 

 

 

Яндекс.Метрика