back to top

Александр Черногривов “Солдатики”

Информационный центр/Бюро «ФотоДепартамент»

Центр по искусству и музыке Библиотеки им. В.В. Маяковского
Представляют выставку   

Александра Черногривова

«СОЛДАТИКИ»

Куратор выставки: Игорь Лебедев

12.12.2007 – 12.01.2008

Открытие выставки – 12 декабря в 18.00

Библиотека им. В.В. Маяковского / Невский пр., 20
Большой выставочный зал, 2 этаж

Про Александра Черногривова говорить и писать сложно, впрочем, так можно сказать практически про любого петербургского фотографа, стартовавшего в прошлом тысячелетии. Характерной чертой для многих из них станет равнодушное отношение к самопродвижению и нежелание говорить о своем творчестве. Наверное поэтому так часто яркие творческие личности быстро исчезают из истории питерской фотографии, не оставляя о себе практически никакой информации, за исключением, пожалуй, коротких отрывочных воспоминаний в памяти близких людей, да фотографий – вещественных доказательств своего существования.

Помню как все началось…

Шел 1994 год. К этому времени представители фотографического сообщества, как и многие другие категории граждан Санкт-Петербурга, были в большей степени озабочены зарабатыванием денег и мечтами о развитии своего бизнеса, чем

творческой активностью. Результат этого процесса был виден в выставочной деятельности того периода, когда по небольшому количеству фотографических выставок, проводимых в городе, перемещалось такое же ограниченное количество людей, ими интересующихся. В основном, это были сами участники, их друзья и знакомые. Складывалось ощущение, что времена популярности творческой фотографии канули в вечность.

Вот в это время и начинает «проявляться» в Петербургской фотографии имя Саши Черногривова. Его приход в фотографию отчасти случаен, а причина проста и не связана напрямую с фотографией. Саша собирался поступать в Институт Культуры имени Н.К.Крупской на кинорежиссуру, где необходимо было представить фотографии в качестве творческого конкурса. Для него стало полной неожиданностью, так как до этого момента он никогда не фотографировал. Эта необходимость и привела молодого человека  в фотостудию Дома детского творчества Петроградского района. Саша выделялся своим импозантным видом. Строгий темный костюм, светлая рубашка, начищенные ботинки резко контрастировали с интерьером фотолаборатории и вызывали интерес и уважение к их обладателю.

Уже первые снятые им фотографии отличаются осмысленным, оригинальным взглядом и продуманностью идей, вкладываемых в них автором. В это же время Саша начинает экспериментировать с различными вирирующими растворами, стремясь улучшить техническую составляющую своих работ и усилить их эмоциональный уровень. Позднее, он

уничтожит фотографии этого периода, ссылаясь на ощущение не идеальности полученных результатов.

Тема игры в солдатики имеет для творчества Саши особенное значение. После прихода в студию будущими абитуриентами была предпринята попытка разработать сценарий первого фильма, в котором главные действующие герои – фигурки воинов из различных эпох и стран, помещенные в придуманный мир вселенского апокалипсиса. Там  жизнь всегда заканчивается смертью, но не «понарошку», а реальным уничтожением, где выжившие остаются калеками  в ожидании завершающей битвы.

К сожалению, а может к счастью, сценарию не суждено было быть реализованным, в отличие от нескольких первых фотографий, сделанных на основе придуманных мизансцен. Именно эти работы и можно считать основой для развития темы, разрабатываемой автором на протяжении уже десяти лет.

Постепенно фотография захватывает его все больше и к моменту поступления Александр из двух искусств выбирает

фотографию.

Первая выставка проходит у него в стенах Института Культуры имени Крупской и, по замечанию автора, завершается провалом, сопровождаемым анонимным критическим замечанием “Научитесь сначала фотографировать, а потом печатать”. Фотографировать он к тому времени уже умел, но как часто бывает с одаренными неординарными людьми, его идеи и замыслы опережали возможности внятного выражения на языке выбранного им искусства. Все это придет потом, с опытом, приобретенным в лаборатории  Академии Технологии и Дизайна, в которой недолгое время довелось поработать и легенде Петербургской фотографии Борису Смелову. Именно здесь Александр впервые начинает работать с обнаженной натурой и экспериментирует с техникой фотомонотипии, в последствии доведенной им до совершенства в «Следах человека».

Бросив Институт Культуры, Александр целиком переключается на фотографию, много фотографирует, печатает, что закономерно приводит его к желанию показывать свои работы. Примерно в это же время в Петербурге при студии «Табурет» Александра Китаева возникает одна из первых в Петербурге школ творческой фотографии,  которую посещают многие начинающие фотографы. Здесь показывают свои работы Б. Смелов,  А. Китаев, М. Снигиревская, Г. Колосов, Л. Таболина, Е. Мохорев, А. Чежин и многие другие авторы старшего поколения. Здесь же возникают идеи новых выставок, в которых участвуют и молодые фотографы.

Этапным событием в фотографической карьере Александра Черногривова стало участие в выставке «Странный человек, странное тело», организованной галереей Navicula Artis в 1998 году. Здесь происходит его знакомство с начинающей галеристкой Мариной Гисич. Знакомство перерастает в сотрудничество, благодаря которому Александр получает возможность активно развиваться уже в качестве free-lance фотографа, неторопливо и методично оттачивать мастерство исполнения своих работ.

Первым результатом такого сотрудничества становиться большая персональная выставка  “Черный свет и молоко”. Одновременно выпускается каталог, включающий в себя наиболее характерные работы, созданные автором к этому времени. Вторая персональная выставка «Следы человека» выдвигает Александра в ряды коммерчески успешных фотографов, но одновременно делает его работы недоступными для широкой зрительской аудитории.

С 2000 по 2005 год он создает свои классические серии: «Следы человека», «Русское поле», «Сказки», «Конница», «Звери», «Отражения», в каждой из которых прослеживается яркий авторский стиль, не имеющий аналогов в современной российской фотографии.

Стиль этот соткан автором из многих фотографических техник, таких как фотомомонтаж, фотомонотипия, фотограмма и  химиграмма, продуманно используемых им в качестве палитры для создания своих произведений. Его работы, придуманные, тщательно выстроенные и филигранно выполненные, редко могут быть определены словом фотографии, скорее это картины созданные художником в технологии фотографии, трансформирующие реальное пространство в сказочные образы

 

Яндекс.Метрика