back to top

Выставка на фестивале в Угличе: Конструкция. Фотография в поисках метода

В рамках 9 Международного фестиваля фотографии “Фотопарад в Угличе” ФотоДепартамент представляет выставку:

Конструкция. Фотография в поисках метода

6 – 30 августа 2015

г. Углич / в рамках 9 Международного фестиваля фотографии “Фотопарад в Угличе”

Площадки: Дворец культуры / Дом дружбы / Художественная школа

Открытие выставки: 6 августа в 21.00 / Дом Культуры, 2 этаж и 7 августа в 13.00 / Художественная школа

 

Участники выставки:

Петр Антонов. Модель для города / Москва
Анастасия Богомолова. Lookbook / Челябинск
Артур Бондарь. Там, где умерло мое детство / Москва
Юлия Бориссова. Д.О.М / Петербург
Александр Горбунов. Практика / Петербург
Юрий Гудков. Следи за тем что видишь / Петербург
Михаил Доможилов. Ultras / Петербург
Ирина Емец. Отойти на пять шагов / Кострома
Ирина Задорожная. Сверло наметило точку и провернуло отверстие. Вход/выход. Где находится существо внутри или вне? / Петербург
Вик Лащенов. Здравствуйте, я спал с вашей женщиной, давайте сфотографируемся / Москва
Дмитрий Лукьянов. Завтра быстрого приготовления / Москва
Яна Романова. Сопричастие / Петербург
Игорь Самолет. Be Happy! / Москва
Анастасия Тайлакова. Not Applicable / Петербург
Данила Ткаченко. Побег / Москва
Елена Холкина. Pink / Москва
Виктор Юльев. Все пути ведут к воде/ Петербург
Ирина Юльева. Разбитые коленки / Петербург

Кураторы выставки: фотограф Яна Романова, куратор ФотоДепартамента Надя Шереметова

Фотография притягательна за счет простоты работы механизма: для создания некоего результата нужно нажать на кнопку. Фотография притягательна, потому что фотографы делают то, к чему нас обязывают многочисленные пособия и инструкции по обретению счастья – то, что им “на самом деле интересно”. Если вы принимаете решение стать фотографом, войти в систему отношений, вас ждет богатый выбор школ, курсов и мастер-классов. Все они являются частью механизма трансляции принципов и методов, которыми нужно пользоваться для достижения конечной цели – создания “продукта”, имеющего свою как материальную, так и нематериальную ценность. Но если попытаться вычислить что именно передается через фотографическое образование, то возникает парадокс: прилежный ученик, перенявший язык одного фотографа, рискует очутиться на задворках индустрии, продуцируя неинтересные никому копии. И повторение, “оттачивание мастерства” зачастую оказывается неприменимо к фотографии, а сам метод одного фотографа, если его удалось вычислить, непередаваем и уникален.

Можно ли процесс работы над проектом разложить на понятные составляющие? Прописать все шаги, и подварианты шагов, проанализировав любимые или не любимые, но успешные у аудитории, проекты? Четко представить в чем состоит механика успеха? Из чего состоит эта конструкция – фотопроект? Можно попробовать. И даже заложить переменные: пойдешь налево – сместишься в личный контекст, пойдешь направо – в политический. Единственное, что не сможет учесть никакая схема – это индивидуальность автора, его вопросы к любым жизненным процессам и его сомнения.

Получается, что метод каждого автора заключается не столько в прописанных ходах и подготовленных этапах, сколько в индивидуальности порыва, интенции действия, способности и желании высказаться громко – не словами, а ёмким и страстным изображением, продлевающим и фиксирующим саму способность открыто смотреть на мир и окружающую ситуацию. Способность, только и важную для автора.

Авторская позиция происходит где-то между установленными точками работы, где-то в процессе принятия решения, проскальзывает как постоянная нехватка, неудовлетворенность результатом. Всё, что уже пройдено другими, усвоено и понятно – всего этого мало как средства выражения. Мало для того, чтобы захватить зрителя. Но развитие невозможно и без того что усвоено. Перед нами постоянный клубок знаний, правил и выхода за рамки. Как-будто сама фотография находится в вечных поисках новой силы, с которой она способна откликаться на современность, говорить о ней. Потому что вне зависимости от принадлежности искусству или журналисткой и документальной “конфессии”, фотография, как любое высказывание, по словам арт-критика и теоретика искусства Терри Смита заключает в себе “… необходимость взаимосвязи искусства с эпохой его создания и необходимость каждого конкретного произведения искусства выдвигать требования” к этой эпохе. Исходя из этой установки и формируется тот постоянно меняющийся метод работы над проектом, в котором устойчивые области фотографии теряют свои функции, автор перестает придерживаться четких определений и учитывает и создает бесконечное множество стратегий.

Как кураторы, собирающие для фестиваля “Фотопарад в Угличе” программы, немного искусственно разделенные границей арт- и документальной фотографии, мы решили в виде выставки попробовать так же “поделить” пространство фотографических высказываний молодых российских авторов. Составить общую карту и пройтись по ней двумя маршрутами. Для нас самих эта выставка – скорее исследование способности документальной фотографии и искусства говорить на разных языках. Потому что мы видим границу между ними прозрачной, почти отсутствующей и общее движение, скорее похожее на совместный, бурлящий и живой поток взаимного интереса и невозможности изменяться вне друг друга.

На собранные в выставке проекты мы смотрим со стороны и в кратких комментариях пытаемся определить составляющие авторского метода. Как и тот ключевой фактор, шаг, который привел высказывание к конечной формулировке и форме – снятому изображению, работе с заимствованным материалом или архивом предметов, перемещениям, взаимодействию с людьми или техникой, инсталлированию. Искусственно ограничивая себя неким каноном арт- и документального подхода, мы пишем “вслепую”, только в конце увидев совпадут ли две позиции. Ставим себя в условия определения метода – как возможности задать вопрос автору: как ты это делаешь? И как ты понимаешь, что нужно сделать следующий шаг? Как знаешь что этот шаг верный? И что вообще происходит в твоей голове? Как это происходит??

Подробное расписание событий фестиваля смотрите на сайте
Яндекс.Метрика