back to top

Петр Антонов. Хрущевки

Галерея «ФотоДепартамент»
в выставочной программе галереи под названием «Green / Зелень», показывающей молодых фотографов, представляет выставку:

Петр Антонов / Москва
Хрущевки

16 октября – 19 ноября` 2010

Открытие выставки: 16 октября, суббота/ 18.00
Место проведения: Галерея «ФотоДепартамент»

Ты можешь переселить из коммуналок двадцать миллионов в отдельные квартиры – и ничего, кроме анекдотов, на память о себе не оставишь. Но замори голодом сотни тысяч – и тебя будут бояться и любить сто лет после смерти.
Владимир Цыбульский
Немалая часть моих детских воспоминаний происходит из района начала шестидесятых годов, где в хрущевской квартире с проходной комнатой и пятиметровой кухней жили дедушка с бабушкой. В пятиметровой кухне стоял сервант с выдвижной столешницей, за которой мы обедали, ванна была сидячей, а в дальнюю комнату попадали через узкий коридор, выгороженный в проходной комнате и затем переходящий в бывшую кладовку, имевшую дверь в спальню. Летом за окнами квартиры на четвертом этаже становилось совсем зелено, а в квартире – совсем темно. Весной бабушка боролась с вороной, свившей гнездо за окном. Зимой через голые ветки деревьев была видна такая же пятиэтажка напротив, в цокольном этаже которой находился магазин Союзпечати, где бабушка покупала газеты. От дома к автобусной остановке на Мичуринском проспекте шла не совсем ровная асфальтированная тропка мимо еще одной белой панельной пятиэтажки, прятавшейся среди деревьев. Вскоре после смерти дедушки и незадолго до своей смерти, в конце девяностых, бабушка переехала в новый дом построенный через дорогу, а их хрущёвку вместе со всем районом снесли. Новый дом был чудовищен.

Идея фотографировать хрущевки возникла у меня достаточно давно. Во время велосипедной прогулки я на мгновение остановился, и вдруг – освещенный солнцем и отделанный красным кафелем глухой торец пятиэтажки заворожил меня. Воздух был теплым и звуки улицы были весенними. “Вот, вот что непременно нужно снимать!” – подумал я и забыл про хрущевки еще на несколько лет. И только в начале прошлого года, ранней весной, или поздней зимой, я снова вспомнил про хрущевки. Кажется, через несколько дней я и начал их снимать. Была оттепель и мне казалось, что эта метеорологическая оттепель символически связывает меня с “оттепелью” хрущевской, метафорической. Тот период советской истории и вправду кажется мне необычайно важным, возможно, самым важным за 70 лет советской власти. Вместе со свободой, как будто бы вернувшейся к людям на некоторое время, к ним вернулась и возможность вести свою собственную личную жизнь в своих собственных квартирах, видимо, тоже на некоторое время, пока в этих квартирах не стали оказываться новые и новые поколения жильцов, и они снова не превратились в коммуналки, которые они были предназначены заменить.

Первым районом, где в 1958 году, через год после запуска первого спутника Земли, началась плановая застройка хрущевками, стали Черемушки, бывшая деревня к юго-западу от Москвы. Типовые пятиэтажные дома спроектированные так, чтобы при обеспечении достаточного комфорта, максимально удешевить производство и максимально увеличить скорость и простоту возведения, как и весь район Черемушки, стали символом новой эпохи, эпохи обновления и прогресса. Моя мама тогда мечтала, что когда-нибудь тоже будет жить в Черемушках (так и случилось, через 30 лет), а Дмитрий Шостакович написал музыку для оперетты “Москва, Черемушки”, по которой сняли одноименный фильм (“Вот передняя наша, вот и вешалка наша… Вся квартира наша, наша. Кухня тоже наша, наша ….Наши окна, наши двери. Я глазам своим не верю”).

Заявленной целью хрущевской программы было обеспечение каждой советской семьи отдельной квартирой, и отчасти она была достигнута. Нехватка жилья, вызванная послереволюционной индустриализацией, и как следствие – урбанизацией, стала не такой острой. Девятый экспериментальный квартал Черемушек, спланированный и застроенный, как единое целое “с нуля” со всей инфраструктурой стал прообразом будущих советских микрорайонов и определил характер городского планирования в СССР. Новые панельные дома становились выше и комфортнее, хрущевки старели, всё с большим трудом выдерживали сравнение с новыми домами, и наконец превратились в хрущобы. Никиту Сергеевича Хрущева сняли с должности генерального секретаря партии и запомнили как основателя кукурузных плантаций и любителя постучать по столу ботинком.

Петр Антонов родился в Москве в 1977 году, окончил Московский государственный лингвистический университет. Фотографией начал заниматься вскоре после окончания университета. Член союза фотохудожников РФ с 2005 года. Принимал участие в выставках и слайд-проекциях в России, Канаде, Италии, США, Сирии, Азербайджане, Латвии, включая персональную выставку в рамках проекта “Новейшие Истории” Российского государственного центра фотографии в 2005 году в Санкт-Петербурге. Его работы публиковались в таких изданиях, как Ле Монд, Огонек, Эксперт, Большой город, Русский репортер. Петр Антонов живет в Москве и представлен агентством Agency.Photographer.ru.

petrantonov.com

Контакты для СМИ:
по телефону: +7 (901) 301-7993
по e-mail: press@fotodepartament.ru

Все работы, представленные на выставке, можно приобрести в Галерее «ФотоДепартамент» /
info@fotodepartament.ru  / +7-901-301-7994

Яндекс.Метрика