Надежда Шереметова. Фотография на пределе

(c) leonie hampton

Куратор курса:
Надежда Шереметова, фотокритик, одна из организаторов Фонда «ФотоДепартамент», куратор проекта «Молодая фотография».

Курс в программе «Фотография как исследование»

Курс проводился в период весна 2011-весна 2012 гг.

Основой для формирования этого курса послужило осознание уровня авторской фотографии в нашей стране, который в большинстве случаев характеризуется как поверхностный и объективно зависит от знаний и кругозора фотографа и от его способности эти знания превосходить, переходя все возможные границы. Пока еще часто в отношении российских фотографов, которые связывают свой пусть с фотографией и уже снимают самостоятельные проекты, сотрудничают с журналами, делают выставки, при критическом подходе к уровню сделанных ими работ, становится очевидно насколько они затрудняются четко сформулировать тему исследования, определить свою авторскую позицию, выявить драматургию истории, усложнить стиль, визуальную часть фотографии, им сложно работать с отснятым материалом и самостоятельно понять направление, в котором фотоистория зазвучит максимально громко.

Программа предназначена для практикующих фотографов, имеющих опыт создания фотопроектов в области арт- и документальной фотографии.

Программа обучения предполагает наравне со съемочными заданиями, открывающими перспективы подхода к темам и их визуальное и смысловое развитие, анализ большого потока информации, касающегося современных процессов, происходящих в фотографии в мире, самостоятельные исследовательские задания и подведение их итогов в виде презентаций, обсуждений или эссе, а также отработку практических моментов построения и продвижения фотопроекта — от развития повествования из фотографий, написания текстов и заявок на гранты до работы над книгой, ZIN`ом или мультимедиа.

Набираемые в процессе обучения знания и навыки помогут фотографам в работе над персональной, задуманной или уже находящейся в процессе реализации, темой, проектом, концепцией, решаемой посредством фотографии и, по-возможности, создаваемой на границе жанров и вне привычной линейной формы построения повествования.

Темы, затрагиваемые в курсе:
— развитие визуального языка, предельные формы
— эмоциональная сторона фотографии
— реальность и воображение, сила соединения
— поиски и отражение вселенной в повседневности
— позиции автора в повествовании и её отражение в фотографиях
— категории личного, общественного, общечеловеческого в фотографии
— понятия времени, пространства, героя, правдивости и т.п. в фотографии
— план работы над долгосрочным проектом, реализация, завершение
— фотография и культурная идентичность
— нарратив/повествование, драматургия, высказывание
и многие другие.

В программе предусмотрены практические самостоятельные задания, устные или письменные (презентации, обсуждения, эссе), направленные на самостоятельную работу с информацией, текстами, фотографиями, расширение кругозора и обоснование увязки с темой, обсуждаемой на предыдущем занятии.

В ридер курса будут входить статьи на русском и английском языках, затрагивающие соотношение теории и практики фотографии, различные аспекты современной визуальной культуры, её пограничные жанры, интервью и критические статьи о фотографах, чей путь предельно персонален, обзорные статьи о разных периодах истории фотографии и др.

Задание к первому занятию:
— Составить коллаж из фотографий 10ти любимых фотографов. Выбрать одну фотографию (свою или чужую), которая для вас является значимой, знаковой, важной и объяснить её воздействие на вас.