Ольга Бойцова. О чем говорят фотографии. Семиотика изображения

*

Автор курса: Ольга Бойцова
Cотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, приглашенный преподаватель факультета антропологии Европейского университета, Санкт-Петербург.
Основные исследовательские интересы: визуальные исследования, визуальная антропология, семиотика, современный городской фольклор
О чем говорят фотографии. Семиотика изображения

Даты проведения: 29 октября — 27 ноября’2011

Лекции буду проходить с 13.00 до 14.30 по субботам и воскресеньям.

Количество участников: 15 человек.

Стоимость 10 лекций: 2500 руб.

Курс лекций «О чем говорят фотографии. Семиотика изображения» является частью долгосрочной образовательной программы ФотоДепартамента «Фотография как исследование», но помимо студентов программы, мы открыли возможность участия для всех желающих, готовых прослушать весь курс лекций. Количество дополнительных мест — 15. Для подачи заявки на участие необходимо заполнить анкету на сайте.

Заявки принимаются до 28 октября включительно! Весь курс лекций оплачивается на первом занятии.

Для этого курса лекций открыта возможность присоединиться к лекциям в режиме онлайн!

Подключение доступно жителям любых городов, стран и регионов. Технические подробности трансляции сообщаются зарегистрировавшимся и оплатившим лекции слушателям.  Стоимость онлайн и оффлайн-участия в лекциях и семинарах одинаковая.

20 часов, 10 занятий

 

Учебный курс посвящен семиотике изображений, которые наполняют нашу повседневность: газетных, рекламных и семейных фотографий. Цель курса – научить слушателей анализировать изображения и предложить новый взгляд на современную визуальную культуру.Все занятия курса сопровождаются презентациями в Power Point и построены в форме интерактивных лекций и семинаров, где большое место отводится обсуждению. Студенты могут приносить свой визуальный материал для анализа.

1. Введение
Чем занимается визуальная семиотика. Визуальные знаки. Визуальные коды. Иконография.
Литература:
• Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998 (разделы «Визуальные коды», «Артикуляция визуальных кодов», с. 121-144, 149-160).
• Gombrich E.H. Truth and the Stereotype // Gombrich E.H. Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation. Princeton, NJ : Princeton University Press, 2000. P. 63-90.

2. Семиотика рекламной фотографии
Анализ рекламы «Пандзани» Барта. Три сообщения: денотативное, коннотативное, языковое (денотативное и коннотативное). Коннотации. Миф. Идеология.
Литература:
• Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318.
• Williamson J. Decoding Advertisements. Marion Boyars, 1985.

3. Визуальная риторика
Визуальные тропы. Применение визуальных тропов: реклама, плакат, карикатура. Две части метафоры. Три вида визуальной метафоры. Визуальное сравнение. Визуальная ирония. Визуальная гипербола.
Литература:
• Forceville Ch. Pictorial Metaphor in Advertising. Routledge, 1996. P. 108-164.

4. Приемы коннотации фотографии
Приемы коннотации, которые используются в репортажной фотографии. На какие две группы Барт делит эти приемы?
Литература:
• Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 378-392.

5. Семиотика репортажной фотографии
Реконструкция мифа на основании изображений и отбор изображений на основании знания мифа.

6. Семиотика любительской фотографии
Почему любительскую фотографию можно рассматривать как визуальный язык? Правила этого языка. «Канон» любительской фотографии: туристский, свадебный, похоронный. Расположение фотографий в интерьере.
Литература:
• Бойцова О.Ю. К семиотике любительской фотографии // Программа «Семиотика и теория коммуникации»: сборник документов и материалов. Вып. 2. СПыб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. С. 120-143.

7. Визуальный нарратив
Живопись как пространственное искусство. Невозможность нарратива в картине. Почему рисуночное письмо это не письменность?
Так называемая «нарративная живопись». Преодоление невозможности нарратива: серия изображений, повтор субъекта несколько раз в одном изображении. Разделение на эпизоды, порядок следования.
Литература:
• Элкинс Дж. Субграфемики // Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010. С. 295-327.
• Elkins J. On the Impossibility of Stories: The Anti-Narrative and Non-Narrative Impulse of Modern Painting // Word and Image. 1991. Vol. 7. No. 4. P. 348-364.
• Steiner W. Pictorial Narrativity // Narrative across Media: the Languages of Storytelling. University of Nebraska Press, 2004. P. 145-177.

8, 9, 10. Принципы «чтения» изображений (три лекции)
Ресурсы, выражающие символические отношения. Три аспекта: репрезентация (отношение к объекту), интеракция (отношения со зрителем), композиция (отношения между частями произведения).
Литература:
• Kress G., Van Leeuwen Th. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.

Дополнительную информацию о лекциях и участии можно узнать по телефонам: +7 (812) 314-5925 / +7-901-301-7994