Повествование в фотографии. Фотокнига

*

«ФотоДепартамент» представляет серию из 7 лекций о повествовании в фотографии, возможностях составления фотоисторий и фотокниг

Даты проведения: ноябрь-декабрь` 2010
Может ли фотография рассказать историю?
Как строится и работает серия фотографий?
Почему так важна фотокнига?
Может ли фотография быть документом?
Когда проект становится завершенным?
Что такое контекст?
Как донести до зрителя авторское высказывание в полной мере?

В рамках курса лекций «Повествование в фотографии» мы поговорим о фотокнигах и о повествовании. О знаках и символах в фотографии, пространстве, конструкции, определим это и посмотрим как все это помогает сделать проект завершенным. О документальности, вымысле, интертекстуальности и том, как сделаны фотокниги – со всех возможных сторон.

Цель курса – дать осознание всего богатства инструментов и аспектов работы фотографа в современном визуальном мире. Это осознание – не теоретическая информация, а описание практической механики законченного и доведенного до конца фотографического проекта. Мы обратимся к вековым опытам художников, скульпторов, кинематографистов, фотографов и к ближайшему родственнику фотографии – архитектуре. А также рассмотрим место фотографии в мире современного искусства и процесс создания фотокниги в подробностях – от идеи фотопроекта до модульной сетки при верстке и погружении зрителя в контекст.

Одна из проблем фотографа в том, что на начальном этапе он представляет собой просто машинку для фотографирования и в случае, если он желает развиваться, то неизменно приходит к проблеме редактирования, а значит анализа собственного материала. Однако для этого требуется интеллектуальное развитие и изучение опыта других – теории и, в особенности, визуального материала. Но в процессе накопления знаний фотограф рискует попасть в ситуацию, когда о ценности фотографии, как при съемке, так и при редактировании, он станет рассуждать вербально, а не чувственно. Нас задевают те фотографии, которые имеют эмоциональный посыл, и велика вероятность подмены чувственности у фотографа его интеллектуальными рассуждениями, которые, возможно, не имеют отношения к самим изображениям.

Значит, обучение должно быть построено на визуальной информации, ориентировано на практику, и давать возможность фотографу впоследствии «разучиться», и одновременно не лишиться, ценного качества – испытывать чувство удивления и открытия, свойственного процессу фотографирования, и не остановить фотографа на пути поиска своего собственного, уникального языка. Мы постарались построить нашу программу лекций именно таким образом, чтобы донести до слушателя понимание какими могут быть механизмы, за счет которых строится серия и считается завершенной.

Расписание лекций:

Лекция 1: Современная фотография. Как мы пришли туда, куда пришли?

На первой лекции будет рассмотрен мир современной, contemporary фотографии, и используемых ею практик, рассмотрены важнейшие тезисы эссе куратора фотографии Джона Шарковски “The Photographer`s Eye”, а также, еще несколько теоретических и критических текстов, которые помогут сформировать картину современного мира фотографии. Среди них тексты Питера Воллен и Питера Баннела, Волкера Эванса. Поговорим о правде и вымысле в контексте современного, переполненного образами, мира. О том, как рынок повлиял на восприятие фотографии, об уровнях восприятия, содержании изображения и эмоциональном посыле. О необходимости личного переживания — фиксации и реконструкции переживаний, необходимости завершенного авторского высказывания. О том, может ли фотография быть документом и может ли она рассказать историю. Рассмотрим мышление символами, которое лежит в основе механизма фото-эссе и что значит, когда серия “работает”.

Лекция 2: Символизм в фотографии. Начало повествования

Во второй лекции будут рассмотрены тезисы Вальтера Беньямина о формах повествования и проследим их развитие вплоть до сегодняшнего дня. Продолжим говорить о символизме в повествовании и рассмотрим развитие изобразительного символа в мировой истории искусства:
от первобытных символов к реализму римского портрета, переход к символизму средневековья, появление оптических устройств и вновь движение в сторону реализма вплоть до изобретения химической фотографии и освобождение живописи от функции реалистического повествовательного медиума и переложение этих задач на фотографию, рассмотрим полтора века попыток рассказать “связную” историю с помощью изображения. Группа Брэйди и эволюция фото-эссе.
Материал: нарративная фотография, от истоков в лице Синди Шерман до современных авторов. Взгляд на основание азиатской культуры — иероглиф и контекст, Япония — Empire of Signs Ролана Барта. Contemporary практики и фотография — постмодернизм и общечеловеческий контекст.

Лекция 3: О проекте

В этой лекции мы подробно рассмотрим процесс переживания и передачи эмоционального посыла при создании фотопроекта. На примере Бориса Михайлова, Владимира Сёмина и Александра Слюсарева мы поговорим о важности движения от одного проекта к другому. Рассмотрим откуда, в психологическом плане, берется потребность документальных фотографов в более широкой публичности и демонстрации своих завершенных проектов. Рассмотрим, откуда может вырасти проект — поговорим об анализе материала, самоанализе, воссоздании или фиксации эмоционального опыта в фотографии, уважении к материалу, обратимся к опыту крупных художников и фотографов. Также подробно рассмотрим методы работы над проектами фотографа Алека Сота.

Лекция 4: Пространство внутри проекта

Фотография как медиум отлично справляется с задачей создания “атмосферы” — практически неосязаемого пространства. Иногда это пространство называется “поэтикой” или “интонацией”, однако наша задача строить проект из символов, поэтому для наглядности обратимся к архитектуре.
Кеннет Фрэмптон: “Когда структурная идея воплощается в постройке, визуальный результат влияет на неё с помощью определенных экспрессивных качеств, которые явно имеют отношение к “игре сил” и соответствующему расположению частей здания, однако не могут быть просто описаны с помощью лишь конструкции и структуры. Обозначить данные экспрессивные качества, выражающие отношение формы к силе, следует обозначить термином тектоника”.
Пространство, как опыт и архитектоника, параллели в разнице между скульптурой и архитектурой, иллюстративной фотографией и Фотографией. В качестве примеров будут рассмотрены работы скульпторов, архитекторов, художников и режиссеров.

Лекция 5: Персональная мифология и свой язык в фотографии

Конструкция каждого крупного мастера строится из его собственных кирпичей-символов, которые все вместе образуют некий микромир, конструкцию и атмосферу, которая едва ли поддается классификации и строго индивидуальна, поскольку выражает в большей степени самого автора и его жизнь. Мы рассмотрим истории нахождения собственного языка, которые плотно связаны с собственной жизнью и персональными наблюдениями, семи фотографов агенства Магнум, а также множество ярких примеров персональной мифологии в фотографии от Джулии Маргарет Кэмерон до современных авторов.

Лекция 6: Погружение зрителя в контекст

Волкер Эванс никогда не делал книг не создавая внутри них контекста, поскольку все вокруг внутреннего посыла изображения есть контекст, который при восприятии может либо нарушать, либо дополнять целостность авторского высказывания. В современном, переполненном информацией мире, создание адекватного фона для восприятия завершенного проекта является чрезвычайно важной составляющей, и в данной ситуации книга может быть уникальным интимным медиумом для передачи message в полной мере. Однако, до перехода к практике создания книги-обьекта стоит взглянуть на более очевидные приемы работы с контекстом в выставках и инсталляциях. Взглянем на работы фотографа Люка Делахойе. Мы вновь обратимся к нарративной фотографии и к тому, каким образом произведения искусства апеллируют к человеческой памяти, которая всегда уникальна, поскольку складывается из личного опыта, но при этом в ней есть некоторые общие символы, которые мы считываем.

Материалы: будет рассмотрено каким образом используют для своих книг контекст такие авторы как Ринко Каваучи, Борис Михайлов, Вольфганг Тилманс и Алек Сот. А также каким образом в современной фотографии контекст включается в саму фотографию.

Лекция 7: Методы воздействия в формате фотокниги

Эта лекция будет посвящена практической стороне создания фотокниг — будут рассмаотрены примеры важнейших фотокниг века и современный self-publishing. Будет рассмотрено каким образом конструируется графическая форма — в качестве пособия послужит книга “Создавая и разрушая модульную сетку”, а также наследие русского авангарда.
Другие материалы: проект Юджина Смита “Питтсбург”, книги Уильяма Эглстоуна — как построены и что общего они имеют с современным азиатским кино.

Лекции ведет:

Ванюшкин Алексей, фотограф (Новосибирск — Санкт-Петербург)

Образование:
2004-2009 Новосибирское Государственное Художественное Училище
2008-2010 онлайн-семинары в сфере документальной фотографии [OR]EDU от «фонда Объективная Реальность»
2010 мастер-класс по документальной фотографии Noor-Nikon в Санкт-Петербурге (мастера — Ян Граруп, Юрий  Козырев, Нина Берман)
2010 международные летние семинары “Пути Фотографии” с Майклом Акерманом, Клодин Дори, Михаилом Карасиком

 

Выставки:
2010 сольная выставка “Карусель” в галерее ФотоДепартамент, Санкт-Петербург
2010 программа мультимедиа Международного молодежного инновационного форума Interra 2010, Новосибирск

Публикации:
2010 книга “Merry-go-round” (“Карусель”) — Blurb
а также публикации в журналах WirtschaftsWoche, СЕАНС и других.

Награды:
2010 Второй приз за книгу “Merry-Go-Round” в международном книжном конкурсе PhotographyBookNow — 1st Runner Up в категории Editorial

Лекции:
2010 «Визуальная культура кадра: Восточная Азия». Галерея «ФотоДепартамент», Санкт-Петербург

2010, июль-август. Фиксер и ассистент фотографа Клодин Дори (VU Agency) на съемках фотопроекта в Санкт-Петербурге.

 

Стоимость лекций:
Каждая отдельная лекция — 500 руб.
4 любых лекции – 1900 руб. (единовременная оплата)
7 лекций – 3000 руб. (единовременная оплата)

Место проведения: Галерея «ФотоДепартамент» / Невский пр., 32 / 2 этаж

Лекции онлайн! С началом этой серии лекций в ноябре 2010 года ФотоДепартамент запустил возможность присоединиться к лекциям в режиме онлайн! Подключение было доступно жителям любых городов, стран и регионов. Технические подробности трансляции сообщались зарегистрировавшимся и оплатившим лекции слушателям.

Доступ к записанным лекциям!

Дорогие фотографы! Если вы пропустили лекции «Повествование в фотографии» или материал стал для вас актуален только сейчас, то вы можете купить доступ к записям лекций. Стоимость лекций указана выше, также действуют скидки для студентов дружественных фотошкол, список приведен ниже. Вы можете запросить дуступ к отдельным лекциям или ко всем сразу. Абонементы на 4 и 7 лекций, дающие скидку, оплачиваются полностью в режиме онлайн или в любой день в Галерее «ФотоДепартамент» / Невский пр., 32, ежедневно в часы работы с 12.00 до 20.00.

Видеозаписи лекций содержат список имен авторов и ссылок на их работы — фотографов, архитекторов, художников, кураторов и т.д. — имена которых упоминаются в лекции или чьи фотографии показываются.

Запрос на записи лекций: напишите письмо с указанием номеров лекций, которые вы бы хотели посмотреть, а также подтверждение оплаты на адрес school@fotodepartament.ru

Лекции оплачивается двумя способами:

1. Через системы Яндекс.Деньги или Webmoney. Номер кошелька ФотоДепартамента в Яндекс-Деньги — 41001107655165. WebMoney — R895095054168. Платеж за выбранное количество лекций можно произвести в любое время, желательно не менее чем за день до даты лекции. Пожалуйста, после платежа сообщите о переводе (имя и дата платежа, e-mail, квитанция, если есть), написав на адресschool@fotodepartament.ru, чтобы мы точно включили вас в список группы. Оплатить можно непосредственно через «кошелек» в интернете, а также через терминалы мгновенных платежей на указанные номера кошельков.

2. Переводом на банковский счет ФотоДепартамента. После регистрации на лекции вы можете скачать эту квитанцию, заполнить правильно дату и сумму, исходя из количества лекций, которые вы хотите посетить, с учетом или без учета скидки (см. ниже условия получения скидки) и оплатить её в любом банке. Скан оплаченной квитанции, пожалуйста, вышлите письмом на почтуschool@fotodepartament.ru

Подключиться к посещению лекций можно с любой встречи, даже если вы не посетили предыдущие.

Мы также продолжаем партнерскую программу с несколькими дружественными нам фотоместами в Петербурге, в том числе со школами фотографии, образовательную программу которых мы считаем наиболее полной и качественной в выбранном им направлении фотографии.

Студентам следующих школ фотографии предоставляется скидка 30% на лекции:
— Академия фотографии
— Секция творческой фотографии Образовательного центра Эрмитажа (преподаватель: Игорь Лебедев)
— Фотофакультет фотокорреспондентов им. Ю.А. Гальперина
— Академия фотомастерства. Школа Анатолия Мальцева
— Студия Monochrome Loft / Фотошкола SHOT

Скидка действительна при предъявлении студенческого билета или любого другого подтверждающего процесс обучения/сотрудничества документа. Стоимость участия в одной лекции составляет 350 руб., 4 лекции — 1400 руб., 7 лекций — 2450 руб.

Чтобы записаться на любую или несколько лекций необходимо либо зарегистрироваться на каждую из лекций (см. ссылки в расписании лекций), либо подать заявку через сайт:
При заполнении анкеты напишите, пожалуйста, какую лекцию вы хотели бы посетить (число) или какой абонемент приобрести. Если вы являетесь студентом или выпускником указанных выше школ, пожалуйста, также напишите об этом.

Вопросы о серии лекций «Повествование в фотографии» можно задавать по телефонам +7-901-301-7994 / 314-5925 или на почтуschool@fotodepartament.ru

Галерея/Бюро «ФотоДепартамент»
Невский пр., 32 / 2 этаж
м. Гостиный двор / Невский проспект
Двор костёла Св.Екатерины/ левая сторона
info@fotodepartament.ru
www.fotodepartament.ru