Алина Белишкина. «Возможность острова». Фотография. Пейзаж. Ностальгия

Gronsky_A-02

Автор курса: Алина Белишкина
Бакалавр Искусств (Смольный  Институт, СПб, Bard College US)           С 2006 года занимается художественной практикой (участвовала в групповых выставках в Хельсинки и Санкт-Петербурге).       С 2007 регулярно участвует в воркшопах для современных художников, проводимых Финской Академией Искусств (Kuva).
Курировала ряд выставок.  С 2007 года работает фоторедактором в различных периодических изданиях.

Курс в программе «Фотография как исследование»

«ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТРОВА»

Фотография. Пейзаж. Ностальгия.

Курс проходил в весеннем семестре 2012 г. образовательной программы «Фотография как исследование».

Пейзаж, наверное, самая сложная и самая интригующая тема, с которой я сталкивалась. О чем мы говорим, когда мы говорим о пейзаже? Что мы видим, когда мы видим пейзаж? Что такое пейзаж или, скорее, есть ли что-то, что им не является?

Поделившись своей идеей сделать курс о пейзажной фотографии, я получила неожиданный ответ: «А разве есть другая фотография?» Такой ответ можно было бы интерпретировать как наивное вопрошание человека не связанного с искусством и, не осведомленного в разнообразных фотографических практиках. Но на самом ли деле этот вопрос так наивен? Что, если действительно любая фотография — это, так или иначе, фотография пейзажа? И что, если мы рискнем кординально повернуть вопрос и спросить себя, существует ли пейзаж как таковой вне искусства и фотографии в частности?

В попытке осмыслить все эти вопросы здесь и сейчас, нам придется познакомиться с современным теоретизированием концептов «места», «травмы», «дома», «отчуждения» и, принципиального для нас, понятия «ностальгии».

Курс будет не о пейзажной фотографии. Это будет долгий разговор о фотографии как пейзаже. Фотографии как острове.

Абсолютное большинство текстов будет на английском. Связано это с тем, что для русскоязычного читателя современная критическая мысль по-прежнему остается за боротом. Итак, тексты будут сложнее, но их будет меньше, чем в прошлых семестрах. Тексты будут на английском, но мы их будем разбирать подробнее и дольше, чем раньше.

Создание собственного проекта будет обязательным условием участия в семинаре. Все проекты выполненные в контексте программы должны будут отвечать двум требованиям:

— новизна (любой проект должен быть замыслен и выполнен в течение курса)

— связь с темой курса (любой проект, выплненный в контексте программы должен будет отвечать теме «пейзажа» в большей, или меньшей степени очевидности).

Александр Гронский

РИДЕР (основные тексты)

1. Photography’s Discursive Spaces: Landscape/View, Rosalind Krauss

2. Landscape Theory, ed. by James Elkins

3. To give memory a place, Ulrich Baer

4. Об отвращении, Юлия Кристева

5. The Landscape of Sensation, из Gilles Deleuze: Image and text

6. Scapeland, Lyotard

7. The Aesthetics of Decay: Nothingness, Nostalgia and the Absence of Reason, Dylan Trigg

8. Non-Places, Marc Augé

9. От города воображаемого к городу — фикции, Марк Оже

10. Uncanny Landscape, Jean-Luc Nancy