back to top

Игорь Лебедев. Теория и практика современной фотографии

Куратор: Игорь Лебедев, фотограф, историк фотографии

Курс в программе “Фотография как исследование”

Курс посвящен современной фотографии, которая рассматривается как синтез разнообразных фотографических практик, критической теории и оригинальных авторских подходов, что и делает ее самымвостребованным инструментом не только для самовыражения, но и для активного исследования социальной среды. В рамках курса, прежде всего, анализируются два основных направления современной фотографии: арт-фотография и фотография как современное искусство. Близкие по форме, эти два направления опираются на различные теоретические подходы и направлены на разные группы потребителей искусства фотографии.

На основе теоретической и практической деятельности в рамках курса проводится исследование проблем, возникающих у автора при постановке целей, задач и осмысления результатов творческой процесса.

Теоретическая часть курса построена на анализе фрагментов теоретических текстов, посвященных современной фотографии, просмотра и обсуждения фильмов, посвященных творчеству известных фотографов. Также, к этой части курса относится и работа слушателя над теоретическим обоснованием авторского проекта.

Практическая часть – это работа над двумя вариантами авторских проектов в направлении арт-фотографии и фотографии как современного искусства. Основой этой части является самостоятельная работа слушателей над авторским проектом и групповые обсуждения полученных материалов.
Финальный результат – публичная презентация материалов авторского проекта в середине и в конце курса.

Программа курса
Курс рассчитан на четыре месяца, с февраля по май. В программе возможны изменения.

1 неделя
– Введение. Современная фотография: границы территории / ответы на вопросы.
– Просмотр портфолио /обсуждение.

2 неделя
– Ситуация в послевоенной фотографии 1940-е -1950-е / обсуждение.
– Просмотр портфолио / обсуждение.

3 неделя
– Фотограф как автор:  феномен или маргинал / обсуждение.
– Просмотр портфолио / обсуждение.

4 неделя
– Субъективное восприятие реальности: эмоции против наблюдения  / обсуждение.
– Работа в группе / обсуждение.

5 неделя
– Арт-фотография:  история и современная ситуация / обсуждение.

6 неделя
– Проектная работа в фотографии как метод авторского познания мира  / обсуждение.

7 неделя
– Работа над проектом – идея и реализация / обсуждение.

8 неделя
– Художник как фотограф, фотограф как художник / обсуждение.

9 неделя
– Фотография как современное искусство: исследование социальных проблем в визуальной форме  / обсуждение.

10 неделя
– Концептуальное искусство и фотография /обсуждение.

11 неделя
– Фотография и политика / обсуждение.

12 неделя
– Гендерные проблемы и фотография / обсуждение.

13 неделя
– Повседневность и фотография / обсуждение.

14 неделя
– Работа над проектом – идея и реализация / обсуждение.

15 неделя
– Цифровая фотография: осмысление цвета / обсуждение
– Работа над проектом / обсуждение.

16 неделя
– Публичный просмотр авторских проектов /обсуждение.

Используемая литература:
Abigail Solomon-Godeau. Photography At The Dock: Essays on Photographic History, Institutions, and Practices University of Minnesota Press, 1994
Amelia Jones. Presence in absentia. Experiencing Performance as Documentation
Andy Grundberg, Kathleen McCarthy Gauss. Photography and Art. Los Angeles County Museum of Art, Abbeville Press, Publishers, New York, 1987
Cotton C. The Photograph as Contemporary Art. – London, Thames&Hudson Ltd, 2004. – 224 p.
Godfrey Tony. Conceptual Art. Phaidon Press Limited, 1998. – 448 p.
Green Jonathan. American Photography. Harry N. Abrams, New York, 1984. – 230 p.
Pamela Roberts. A Century of Colour Photography. London, Andre Deutsch, 2007. – 256 p.
Reconsidering the Object of Art: 1965-1975. The Museum of Contemporary Art, Los Angeles, 1995
Robert Hirsch. Exploring Colour Photography. A complete guide. London, Laurence King Publishing, 2005. – 360 p.
Wolfgang Kemp. Theory of Photography I-IV. Schirmer / Mosel, 2006. – 1294 p.
Брэндон Тейлор.  Актуальное искусство 1970-2005. Образы и предметы: восьмедисятые  / Фотография как искусство. – М.: Слово/Slovo, 2006. – 256 с.
Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / Пер. с англ.; Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2005. – 592 с.

Видео материалы:
Contacts Vol. 2, 3 и др.

Яндекс.Метрика