back to top
 
Стратсессии
ЧТО МОЖНО РЕШИТЬ И СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ
Стратегические сессии — важная часть бизнес-культуры больших компаний. Это событие, позволяющее определить общие планы.

ФотоДепартамент предлагает провести подобное событие не в интересах компании, или отдельного автора, но индустрии и среды в целом.

Собравшись вместе мы можем понять чего недостает сегодня общему пространству фотографии, что важно нашей профессиональной среде и из чего она сегодня состоит, что актуально, что страшно сделать и где хочется оказаться. Поэтому нам важно будет понять каким это поле может стать в ближайшем будущем.
Даты проведения и темы в ноябре-декабре 2021 года:
25 ноября, четверг
10.30
Положение с восприятием фотографии зрителями


26 ноября, пятница
10.30
Положение с курированием фотографии
28 ноября, воскресенье
10.30
Положение фотографии на арт-рынке
1 декабря, среда
10.30
Положение с образованием в области современной фотографии
3 декабря, пятница
10.30
Положение с теорией фотографии + о создании исследовательской группы
6 декабря, понедельник
10.30
Создание группы для организации кросс-форматного большого фестиваля фотографии
Для того, чтобы прийти в ФотоДепартамент на стратсессию в определенный день - оставьте заявку на участие:
Что мы будем делать:

— Анализировать текущую ситуацию
— Вырабатывать стратегию
— Строить план и искать соучастников и партнеров
Нам интересно:

— Обсудить несколько направлений, в которых реализуется как индивидуальный, так и коллективный потенциал среды
— Услышать голоса участников процесса, чтобы составить максимально разностороннее видение текущего состояния
— Увидеть иные, и комулятивные, стратегии внедрения любых изменений
— Найти союзников
— Вовлечь в процесс изменений тех, кто пока не видел персонального места для себя, но сможет его найти
— Увидеть общие цели разных участников среды
Кого мы зовем:
— Авторов, художников, фотографов — практиков, которые своими проектами формируют среду
— Представителей медиа, кураторов, галеристов и арт-менеджеров
— Коммуникаторов, блогеров и всех, у кого есть мнение
Правила сессий
Цель события - общая синхронизация представлений, критериев и принципов поля фотографии.
Принципы, которые совпадают у участников стратсессии, озвучиваются для всех, чтобы выработать их и передать общему полю. То есть мы все настраиваемся делать свое и общее дело по определенным принципам.
1

Выдавать тезис после внутреннего анализа, а также уточнять понятия, что имеется в виду
2

Нельзя никого обвинять
3

Нельзя ни на никого наезжать
4

Можно упоминать имена, кейсы, институции, случаи, но не обвинять
5

Нельзя говорить что нужно сделать лично для вас
6

Нельзя говорить, что кто-то должен был это уже сделать / будет должен сделать
7

Нужно анализировать себя в общем контексте - чего не хватает или чего-бы хотелось, но вывод делаете относительно общего поля
8

Важно как можно шире посмотреть на разные вопросы в рамках обсуждаемой темы
Фразы для тезисов по тезисам:
Для части 1. Анализ - фраза участника начинается с: я думаю, я вижу, сейчас это происходит вот так..,
Для части 2. Видение - фраза участников начинается с: наверное, не хватает вот этого...,
Для части 3. Решения - фраза участников начинается с: а давайте сделаем.., я могу сделать.., чтобы добиться.. — нужно/можно сделать...
Итоги сессий первого сезона 2019-2020
1. Сообщество, события, коммуникации
Анализ
  • 1
    Не нравятся фестивали, в которых кто-то хочет учить, а не говорить на равных
  • 2
    Мне кажется, что фотографическое сообщество разрозненное и все друг друга недолюбливают, побаиваются, не понимают. Всё от непонимания.
  • 3
    Причина непонимания: в отсутствии общего языка и никто не выдвинул общие идеи. Нет общих интересов, но и не хватает дипломатов - фигуры, которая обладает влиянием, и может объединить интересы и быть мостом.
  • 4
    Непонимание - это верно, и важно встречать всем вместе на различных мероприятиях. Поэтому очень важны встречи и дискуссии
  • 5
    Не хватает встреч и дискуссий - от минимума площадок и возникает непонимание. Но: все эти встречи и дискуссии все хотят монетизировать.
    В ответ: можно ли сделать большое событие, фестиваль, без денег? При этом можно сделать так, чтобы платили не авторы, а аудитория за билеты, получая просмотр события, комфортное пребывание и пр.
  • 6
    Запрос на коммуникацию точно есть и появившиеся подкасты из среды фотографии - это уже здорово, когда происходит обмен опытом и информацией
  • 7
    Необходимо думать об ответственности
  • 8
    Платить за ту работу, которая тебе приносит полезную информацию, например за подкаст — это нормально. Потому что сам контент несет затраты
  • 9
    Арт-сообществу свойственна зацикленность и недопонимание. По мнению участника арт-среды — ФотоДепартамент проводит попытки найти взаимопонимание друг с другом
  • 10
    Не умеем общаться с бизнесом и со сферами за пределами искусства
  • 11
    Не нравится, что после фото и арт-школ большинство художников выходят после учебы не зная что делать дальше. Не обладают инструментом для самостоятельной и последовательной работы в поле
  • 12
    Не нравится что многие школы и институции закрепляют учеников за собой. С одной стороны, сами студенты привязываются к "своим" в определенной школе и есть предубеждение к участникам из других школ. С третьей — переход в другую школу считается предательством и школы запрещают, привязывают, участников только к своему окружению.
  • 13
    Еще одна стратегия — быть вечным студентом и переходить из школы в школу. Если выпускник не переходит к самостоятельности, то подкрепляет само желание школы привязать участников к себе. А это уже отношения созависимости.
  • 14
    Проблема "что делать дальше" — это вопрос в любой профессии, когда заканчиваешь университет. Главное — мотивация и инициатива. А вот когда школы пытаются застолбить их учеников — это кошмар. Не только студентов, но и преподавателей делят)
  • 15
    Ответственность прежде всего на авторе — выстраивать профессиональные отношения, а не "дружить". Это, определенно, встречает некоторое непонимание, но это необходимость
  • 16
    Отдаленность от регионов, оторванность от среды и событий
Видение
  • 1
    Школы должны вырабатывать самостоятельность и выпускать универсальных самостоятельных единиц. А авторы должны нарабатывать свои связи
  • 2
    Проводить масштабные фестивали по типу Арля, чтобы можно было вовлечь всё сообщество для дискуссий и обмена.
  • 3
    Видеть в любом событии масштаб общего действия и развития всей среды
  • 4
    Иметь локальные, небольшие, площадки хорошо, но несвоевременно
  • 5
    Перспективно делать что-то вместе - как бы оказаться в одном месте — некий хаб, платформа, направленная на сцепление людей — где даже можно делать вместе проекты. Хаб где уже все есть. Но самое трудное, чтобы там сразу были все - то есть там должна быть такая вещь, мимо масштаба которой ты не пройдешь. Если ты не там, то ты вне всего и не сможешь ничего адекватного делать.
  • 6
    В этом месте не должно быть централизации, но оно центрально - потому что там все уже есть. Прибежище, аналог общего места. Место, где тебя услышат.
  • 7
    Нам бы хотелось, чтобы фотография проникала на другие профессиональные площадки
  • 8
    Хочу, чтобы наша сфера была весомой. И модной. То есть создать что-то такое, чтобы было интересно всем, а не только кураторам. Создавать за деньги, за славу, но со сверх эффектом, который будет отмечен не вовлеченной в искусство, обычной, аудиторией
  • 9
    Хочется быть заметным в больших институциях на территории современного искусства
  • 10
    Хочется найти общий язык, а не жить в мире Вавилонской башни. Нужны дипломаты и медиаторы
  • 11
    Очень хочется профессионализма в среде — чтобы появлялись проекты, дискуссии и события, которые будут лучше чем те, что делает каждый из нас и которые смогут нас всех обогащать
  • 12
    Важно относиться друг к другу с пониманием, нужна поддержка, участие и обратная связь
  • 13
    Вместо мессии, который всех спасет, нам нужны навыки самопрезентации. Это поможет выйти из замкнутых ячеек. Это и пожелание и решение
Решения
  • 1
    Для большого фестиваля - организовать сбор средств со всех кто хочет присоединиться. Но для этого нужно преодолеть ненависть и разобщенность
  • 2
    Фестиваль при поддержки многих — это гарантированное обещание встречи, потому что оплата подтверждает, что это событие случится. Не организатор будет всё решать и искать ресурсы, а каждый вложится и вклад поможет состояться событию.
  • 3
    Оплата — это уважение к тому, что не только делают другие, но и ты сам.
  • 4
    Не обесценивать чужие дела, события, вклад в общее дело. Оплата дает ценность событию и для зрителя. Но и на организаторов это накладывает ответственность за профессионализм.
  • 5
    Необходимо брать на себя ответственность внести свой вклад в оздоровление общей сферы
  • 6
    Нужно инициировать работу по привлечению ресурсов в события
  • 7
    Спрашивать себя - что бы я мог/могла написать про свою сферу на популярных и арт-ресурсах — и делать это. Беря на себя обязательство и интерес сделать это, и тем самым, сделать видимыми всё поле в других источниках и сферах.
  • 8
    Брать на себя ответственность за шаги к изменениям
2. Заказы, арт-рынок, реализация
Анализ
  • 1
    В Москве начинают проходить аукционы молодого искусства и открываются площадки-хабы вроде Cube. Но нужно оценить это рынок спроса или рынок предложения?
  • 2
    Становится видно, что в последнее время стало модно среди молодежи дарить принт или арт-книгу в подарок друзьям — это положительная тенденция.
  • 3
    SAMfair в Петербурге так же является примером и совокупность этих событий говорит, что мы живем на начальном этапе становления арт-рынка в стране.
  • 4
    Интересно смотреть не только на объекты, но и важно показать, обосновать, необходимость молодого искусства и художника для общества, и значимость присутствия искусства. Но, несмотря на обрисованные перспективы, сформировать идеализированный рынок по западному образцу скорее всего будет невозможно.
  • 5
    Нужно ли формировать из российской сцены фотографии единую концепцию, позицию? Не нужно, а стоит продвигать разнообразия, которые в ней находятся. Иначе мы останемся для мира в национальном маркировании. Большая тема — экзотизация русского, и самоэкзотизация.
  • 6
    Была на нескольких больших ярмарках в Москве, последняя — Супермаркет в Цветном. Есть проблема в представлении маркета и самопредставлении художников на стендах. Всё смотрится одинаково хаотично. В Цветном было ощущение двух параллельных миров: 1-5 этажи — потенциальные покупатели. 6 этаж — авторы. Покупатели до 6 этажа практически не доходили.
  • 7
    Художники, дизайнеры, музыканты, то есть представители креативного сообщества города, с хорошим достатком и способные купить искусство, побаиваются входить в галереи и вливаться в тусовку художников. Для решения нужны площадки и демократичные форматы встреч, некий хаб где можно узнать друг друга и покупать работы.
  • 8
    Нет интеграции сообществ —музыкальных, художественных, современного искусства и фотографии друг в друга
  • 9
    Никто не знает про художников, на ярмарке про них не рассказывают, сами художники себя плохо презентуют на своих стендах. Нужны медиа и медиаторы
  • 10
    Фестивали, вроде театрального Авиньона или фотографического Арля, посещают представители разных искусств. И важно понять, что мы, представители среды, мы друг другу не конкуренты и важно создавать междисциплинарные события, на высоком уровне
  • 11
    Нет форм междисциплинарных встреч - вроде митапов для рекламщиков и медийной сферы, для искусства не хватает демократичных форм встреч
  • 12
    Нет медиа, арт-критиков и журналистов, которые бы освещали арт-события не только галерейного формата, но и андерграундной среды
  • 13
    Фотографы зачастую не могут себя продать и нет агентов, которые продают работы или представляют авторов для съемок
  • 14
    Есть ли у нас продюсеры-кураторы, которые продают выставки на коммерческой основе, представляя её за рубежом? Примеры пока есть в театральной среде, балетных постановках, в более классических формах искусства. Но можно посмотреть на эти примеры и переложить на визуальное искусства.
    Только МАММ продюсструет выставки и провозит их по стране, но они работают только с наследием фотографии 20 века
  • 15
    Не все художники могут быть замечены, не у всех получится сотрудничать с кураторами, и не всем везет — поэтому сегодня важно авторам уметь создавать себе имя самостоятельно, вступать в коллаборации.. до того как быть замеченными кураторами. И будем объективны, художников много и кураторы предпочитают работать с активными и работоспособными авторами. Более активные авторы, более понимающие что они хотят и вкладывающие деньги в себя — у них больше шансов. Мнение от автора — не всем и должно везти. Нет идей и харизмы — гуляй.
  • 16
    Проблема в инфантильности наших авторов. Все ждут, что с неба всё свалится. Надо брать судьбу в свои руки.
  • 17
    Многие авторы, начинающие творческий путь, не понимают куда пойти. Есть запрос на место где собраны все контакты, которое позволяет сориентироваться и наладить отношения с профессионалами.
  • 18
    Другой тезис в том, что нет аудитории для творческих идей и не понятно как её находить.. В ответ на этот тезис ответ — с самого начала стоит определиться на какой ты территории — быть про искусство и вовлеченным в искусство, таких авторов берут в галереи. Или про коммерцию.
  • 19
    Коммерческие фотографы будут испытывать проблемы в будущем, потому что не обладают знаниями о том, как работает произведение искусства, по какой логике искусство срабатывает для зрителя. Важно знать этот инструментарий, чтобы конкурировать с художниками, которые включаются в работу с брендами
  • 20
    Фотографы ленивы и нелюбопытны. Возможно, в этом причины нереализованности авторов
  • 21
    Нужна ли критическому концептуальному искусству продаваемость, должен ли думать об этом художник? Этот вопрос — всегда дилемма. Нужны средства на производство, на промоушен, на медийную работу. И совсем не думать о средствах не получается. Хотя всегда , в первую очередь, нужно делать вовлеченно художественную работу — это самое важное
  • 22
    Отсутствие вкуса у брендов
  • 23
    Отсутствие профессии продюсера съемок, которые помогают сделать процесс более предсказуемым, профессиональным и снять часть забот с креативных участников
  • 24
    Правильно и понятно говорить о конкуренции между авторами с неолиберального ракурса. Но человеку, особенно художнику, особенно начинающему, нужна поддержка. В разной форме, не обязательно материальной
  • 25
    А вам не кажется, что не хватает критики художникам? Все настолько заряжены на "дружбу", что положительными отзывами заводят авторов в заблуждение своими хвалебными отзывами
Видение
  • 1
    Для развития среды агентов интересно придумать новые форматы соединения заказов для художников и коммерческих фотографов одновременно, делать заказные съемки и спецпроекты
  • 2
    Важно откликаться на события, которые делают другие участники поля. Комментарий о событии, приход на открытие — это всё поддержка и общение
  • 3
    Но важно оставлять границы своей ответственности и компетенции - невозможно поддерживать кого-то, если ты его работы не знаешь. И в своем аккаунте и в профессиональном комментарии важно говорить "нет", если работа или автор не соответствуют твоим принципам, не близок.
Решения
  • 1
    Коллаборации между авторами работают, галереи не нужны. Своевременно создавать коллективы и группы. Но разделять будущую славу с другими не все готовы, для этого важно быть смелым
  • 2
    Решением для активной работы автора является система и дисциплина. Для прокачки нужен тренер, коуч, или самодисциплина
  • 3
    Совет авторам — не отчаиваться, когда нет обратной связи на проделанную работу, и важно продолжать гореть даже после неоправданных ожиданий. На случай, когда руки опускаются, важно иметь друга или какое-то средство, к которому прибегать за поддержкой
  • 4
    Обращать внимание на медийное освещение своей работы, а не только делать событие ради события, выставку ради выставки
  • 5
    Использовать новый, совмещающий разные формы и отвечающий повестке дня, язык для критического осмысления действительности
  • 6
    Работать с локальными брендами по поддержке событий где будет продумана интеграция бренда и прямая связь с художниками
  • 7
    Нет одной площадки для образования и прокачки себя, но есть разные площадки где ты выбираешь место под свои текущие задачи. Было бы классно, если бы авторы, которые мыслят концептуально, могли бы растить в тебе смыслы. Пока больше площадок, которые обучают и провозглашают эстетику
  • 8
    В коллаборациях нужно быть готовым, что продукт не удастся. Процент неудачи есть, и он будет, но нужно делать настолько много, чтобы выбирать удачные вещи и их транслировать
  • 9
    Интересно договариваться с существующими изданиями, а не ждать тех, что появятся когда-то в будущем. Когда появятся эти журналы — какова будет конкуренция за то, чтобы пробиться в них, поэтому инициативу нужно проявить уже сейчас
  • 10
    Инициировать и делать
3. Образование, экспертность, профессионализм
Анализ
  • 1
    Система образования старой формации (насаждение знаний, стандартизация, централизованность) сегодня действительно доказывает свою несостоятельность. Система "вытягивания знаний" (я учусь чему-то) практикуется уже в госучреждениях во всем мире и в частности, ФотоДепартамент, поэтому вы движетесь в правильном направлении
  • 2
    Идет очень мощная трансформация профессии. Нужно разобраться что такое профессионализм и что такое профессия фотографа, что она сегодня включает и в какую сферу жизни входит. Не обозначив эту точку, мы будем говорить вообще
  • 3
    Профессиональная фотография раньше была более прикладной — из-за доступа к знаниям и средствам был доступен немногим. Сейчас все фотографируют, поэтому фотограф смещается в экспертную сторону - то есть не только снимает, но и обладает неким эстетическим багажом
  • 4
    Но как обозначить эти критерии экспертности? Всё может подвергнуться критике. И плохо и прекрасно, что не сформированы критерии. И может быть профессионализм в том, чтобы сформировать принципы и микроманифест, зафиксировав микродогму в общем пространстве. Профессионализм - это умение правильно трансформироваться и выстраивать коммуникации на дальний горизонт
  • 5
    Само поле фотографии расширилось
  • 6
    Профессионализм — это история про то, как нас отражают другие профессионалы. Поэтому, это про способность быстро реагировать на актуальные критические истории — философскую и критическую мысль и актуальную повестку. И выдавать свой ответ и полемизировать с общем полем идей
  • 7
    Болезненный вопрос - как быть, находясь где-то локально, быть актуальным и реализовывать актуальные вопросы в близком поле. Нарабатывая опыт на месте ты можешь нарабатывать опыт, но где-то должна быть встреча двух реальностей — своей с коллегами. Сложность еще в том, что для куратора включать глобальные контексты в местное сложно, потому что не с кем отразить, банально, не с кем поговорить или реализовать
  • 8
    Профессия фотографа внутри подразумевает разные специализации — от дома быта до искусства. На периферии в основном фотографы пока те, кто обслуживают жизнь. Москва и Питер признают фотографию как искусство, но в провинции об этом не знают. Мало признают её широту, только в узком кругу. ФотоДепартамент несет перспективу увидеть фотографию по-другому, её применение в разных сферах и в разных ракурсах её понимания
  • 9
    Даже выпускникам Школы Родченко приходится балансировать между разными сферами фотографии - от заказных съемок до искусства. Но это компромисс и не все на него готовы, но это данность. Все хотят реализации, но не для всех она открывается. Сама сфера не мала, но мало субъектов, институций, и поэтому мало путей куда можно двигаться. Коммерческие съемки — неизбежная часть жизни художника. Тем людям, кому удалось стать художником, частью концептуальной сферы искусства, удается там остаться. Они признаны институционально, но перспектива для них — это образовательная деятельность. Авторы, которые занимаются документальной фотографией, может быть имеют больше возможностей получить деньги за свою работу
  • 10
    Для прикладной фотографии нужно получать образование, для качественной съемки и для более интересных подходов
  • 11
    С развитием технологий сама профессия фотографа становиться более сложной — нет строго определенного пути, который ты должен пройти, потому что сейчас коммуникации упрощаются и можно получить аудиторию быстрее. И кажется, есть здесь какой-то конфликт — поколений авторов-участников digital среды, использующих инструменты и технологии для продвижения, а поколения и авторов, которых нет в соцсетях. Авторов из инстаграма, при этом, нет в поле искусства, но у них есть большая аудитория
  • 12
    В какой момент можно назвать себя профессионалом? Когда рожаешь ребенка ты не можешь сказать: извини, я сейчас прокачаюсь и потом тебя воспитаю. Поэтому это нормально — не стесняться и учиться постоянно по ходу развития себя, как художника
  • 13
    Что плодотворно для развития? Сотрудничество с группировкой (пример группировки Паразит), в которой уживаются и дружат все — новички и представители другого поколения, умеющие делать прикладные вещи — это плодотворно. Ремесленное и концептуальное встречается и все прокачивают друг друга, влияют. И такое сотрудничество должно быть примером для сферы
  • 14
    В маленьких городах очень сложно объединиться, конкуренция дикая
  • 15
    Другое мнение: в маленьком городе много ресурсов, но объединиться сложно, потому что нет причины, у всех всё есть, а нет интереса налаживать связи в "сложном мире изобилия"
  • 16
    Вопрос об образовании сейчас подвергается сомнению — учиться, а зачем? Если смотреть на фотографию в контексте искусства, то художник — это сегодня тот человек, который занимается не производством, а проблематизацией одного поля с другим. Берем внешнее явление и показываем его неоднозначность. Поэтому художник не может быть выращен в академии или университете, потому что они всё больше сосредоточены на средствах изобразительности, но не на экспертности о внешней среде. Вопрос к образованию — нужно ли оно и что оно может дать?
  • 17
    Как обрести экспертность? Уехать учиться за границу и получить легитимацию знаний и статуса. Добиваться самому, но есть риск быть гордым бастардом. Например, есть авторы пассионарные, с аудиторией, но институционально они признаны не будут.
  • 18
    Возможно, самый важный момент, который требует в каждом обретение сегодня в новых цифровых условиях — это визионерство. Способность сбросить старое и спроецироваться на будущее. Увидеть куда мир идет даже в ближайшей перспективе. Иначе можно превратиться в Титаник, сбитый айсбергом
  • 19
    И запрос на визионерскую позицию — это еще и запрос на то, чтобы кто-то обрисовал горизонт — чему учиться
  • 20
    Логику искусства нужно где-то познать. Отвлеченное базовое образование долгое необходимо, оно позволит вовлечься и углубиться, а потом нужно резко поменять обстоятельства и повернуться в искусство. Как определить что ты уже применяешь критический аппарат? Как мы понимаем, что мы вдруг - художники? Что мы способны по-другому видеть мир и его осмыслять?
  • 21
    В любом процессе, в котором ты сфокусирован — прикладном, интеллектуальном, ресурсоемком, происходит трансгрессия. Ты какое-то время делаешь, делаешь и потом понимаешь, что это нечто уже больше, чем оно представляет из себя в материальной форме и больше того, что ты изначально планировал. Сегодняшний мир показывает, что если мы помещаем это в контекст искусства, то формы его могут быть абсолютно разные — не только живопись или объект. И в этот момент, когда у тебя родилось это большее, кто-то должен тебе сказать, что ты художник. Кажется схема какая-то такая
  • 22
    Художником не становятся, а рождаются. Это вопрос про способность парадоксально мыслить, и способность увидеть эту парадоксальность в мире. И художник — это тот, кто это увидел и провозгласил. То есть назвать себя художником можно самому, в момент произнесения новой перспективы
  • 23
    Как взять на себя смелость говорить новое? Это в целом про смелость и про то, что ты говоришь себе, что теперь я имею право
  • 24
    Сейчас вам никто уже не должен сказать, что вы художник. Ты сам это определяешь. Но если ты встраиваешься в арт-рынок, тебя должны "принять": куратор заметить и выставить, арт-критик написать, арт-дилер продать, галерея сделать своим резидентом и т.д.
  • 25
    Профессия фотографа в своем изначальном виде не предполагает коллабораций — кадр транслирует очень индивидуальное видение. И поэтому диалогу нужно учиться. А может быть нет потребности, потому что нет кризиса, внешнего и внутреннего, позволяющего объединиться и нет мотивации объединяться
  • 26
    При этом в коллективе всё делать легче — ресурсов больше, главное найти взаимопонимание. И потрясающе чувствуется эффект делания вместе, когда сливаются умения и появляется облаков общих смыслов, как и общее коллективное тело группы
  • 27
    В кино видна коллективная работа, хотя и считывается она как "видение одного". Только от того, что указан один режиссер — не значит, что это реально только его видение
  • 28
    Многие люди не могут глубоко принять концепцию win-win, часто коллаборации воспринимаются как ущемление своего видения
  • 29
    Признание себя профессионалом — в чём она выражается? Важно определить в каком дискурсе, поле, хочется себя увидеть. И признание — это про качество действий, и совместной работы тоже
Видение
  • 1
    Важно иметь способность говорить на разных языках с разными сообществами. Это качество требует постоянной тренировки — это вызов и необходимость
  • 2
    Должна быть мотивация друг с другом поговорить, поэтому нужно создавать инициативы, тогда и темы и потребность появится. Инициировать взаимодействия
  • 3
    Возможно, задача на данный момент для разных этапов жизненного цикла — разные типы образования
  • 4
    Любопытно, что в стране есть довольно много людей, которые могли бы написать актуальную программу образования на 2-4 года, другой вопрос, что в рамках текущей экономической ситуации, видимо это пока не срастается
  • 5
    Насколько допустимо проникновение трансформации в сферу средств искусства? Например, если технологии позволят блюрить лица автоматически при публикации в любом формате, если субъектом (человеком) выдается такое ограничение. Меняется ли взгляд художника в связи с этим изменяющимся полем? И на чем базируется грань между тем, что я готов меняться, а где-то нужно опираться на данность знаний, технологий?
  • 6
    Образование никуда не денется, потому что есть экзистенциальный и философский контекст
  • 7
    Сегодня кажется, что сейчас главное — научить обрабатывать информацию, анализировать
  • 8
    Деньги начнут вкладываться в пространства, в которых люди будут по-новому структурироваться в новых условиях высвобождения людей из труда с заменой их технологиями и роботами
  • 9
    Точка роста для себя — это где и как открыто я пропускаю через себя изменения, как платформа или как художник. Для институций — это не только граница рассуждения, но и граница работы с проекцией в будущее и с перспективой роста. Творчество — это уже не проявление внешнего мира, и не внутреннего, а как проявление этой границы, как "я" меняющегося и меняющего
Решения
  • 1
    На какое-то место, площадку, приходят люди и пример с группировкой Паразит — это возможность объединить очень разное и встретиться, говорить и делать искусство вместе. Как и автору индивидуально можно начинать развиваться и меняться из любой точки — например, переходить из коммерческой в концептуальную. Всё возможно
  • 2
    Каким способом учиться искусству? Визионерство — отличный инструмент, то, что подталкивает нас посмотреть вперед и художники — это его агенты. Другое дело, какие средства он использует и где их будет брать? Задача не в том, чтобы выучить средства, но поставить их себе на службу. И может быть в этом художнику поможет "улица", живая работа с другими сферами
  • 3
    Знания, в будущем, дадут важную экспертность, которую можно будет применить в направлении новой структуры работы с людьми, где закрывается ненужность новыми ориентирами. Эксперт — это тот, кто переносит некое знание туда, где возможно его будет применить
  • 4
    Брать на себя смелость, ответственность, поиск ресурсов, чтобы менять что-то. Это новое лидерство
  • 5
    Сейчас форма коллабораций — это реальная практика, в которой вы вместе обогащаетесь и находите, в том числе, общий язык. Например, даже форма выставки как совместного исследования, здесь может подойти
  • 6
    Поиск совместных ресурсов и коллективная деятельность — это выход и совместное движение в русле упоминаемых изменений. Например, коллаборация с блогером в работе над книгой показала суммарный эффект для всех, в том числе потому что время ярких индивидуальностей в огромном медиаполе просто проходит
  • 7
    Когда мы говорим про выходы из положения, мы говорим про коммуникации и про сообщество — возник образ 4 концепций объединения, чтобы встретить и пережить изменения. 1. Титаник, еще более мощный, который включает в себя соединение науки, искусства, технологий, деньги, глянец — соберемся и мощно доплывем. 2. Айсберг — объединиться на другой стороне и доплыть на нём.
  • 8
    3. Ноев ковчег — собираемся сообществом и формируем устойчивую форму жизни, работы и формируем ценности. 4. Капитан Немо — объединение со слоганом "Подвижное в подвижном", которое транслирует изменения себя вместе с происходящими изменениями. Формы могут быть разные, но нужно построить что-то общее
  • 9
    Какую стратегию видения и воплощения применить? Обратить внимание на мембрану. Мембрана — работа с эго, с границей, которая пропускает внешнее и встречается с внутренним, то есть одновременное распространение себя во вне, стать, сидя за рулем, целиком машиной, а дальше распространиться и на всю дорогу. Чтобы осмыслить и внедрять
  • 10
    Делайте что-нибудь!
4. Международная среда
Анализ
  • 1
    Ожидание некой картинки, достаточно экзотичной, для жителей других стран и континентов скорее превалирует над реальными процессами, мыслями, событиями, которые происходят в нашей стране. С этим ожиданием связано понятие экзотикации
  • 2
    Самоэкзотизация — это когда визуальные художники, фотографы, отвечают на этот запрос и производят некий описательный, документирующий, формат высказывания
  • 3
    Авторы реагируют на запрос и гонят экзотику. С другой стороны они формируют тот запрос, который присутствует здесь. Нужно подумать о том, кто та фигура, которая этот запрос принимает — публикует, входит в контакт, выставляет и в целом принимает эту позицию
  • 4
    Но такие проекты открывают страну не только иностранном взгляду, но жителям страны. Потому что страна неоднородная
  • 5
    Но есть ли запрос на художественные проекты? Не про "кружева", мифы и пейзажи. Есть ли у нас примеры авторов и подходов, прерывающие эту линию? Из российских авторов можно привести в пример Марию Кокунову, как подхода авторов, которым удается делать такие возможные типы фотографий и проектов, которые были бы интересны не только внутри страны, но и за пределами
  • 6
    Можно описать 3 типа подходов: документальный, второй — на основе документальной фактуры и фиктивного нарратива, третий тип — также документальный в основе, но отсылающие к актуальной повестке, но использует универсальные знаки
  • 7
    Экзотика теперь не просторы Руси, а скорее внимание к темам частных травм: одинокие люди сидят в странных интерьерах, и они экзотичны в смысле социального статуса. Деревню и поле вроде никто не снимал. Но ответ кураторов ФотоДепартамента: конечно, снимали: Александр Гронский, Данила Ткаченко, Дмитрий Лукьянов и др.
  • 8
    Наша нефть: тоска и хтонь
  • 9
    Есть отличие в подходе российских и международных авторов в том, как работают авторы с первоисточником, насколько глубоко копают тему. Важно предварительное исследование, вскапывание чего-то глубинного
  • 10
    Мысль про "глубинное" можно перевести в поле коллективной и культурной идентичности, а не только исследования. Можно вспомнить про африканскую фотографию, которая представляет себя как континентальную мифологию, но смешивая представления себя о себе, западного мира о себе, стереотипы и экзотику, но критически переосмыслив эти составляющие. И делают так, что западный мир покупает эти работы
  • 11
    Мы должны производить образы и не заниматься самоэкзотизацией. То есть видеть запрос издания, вроде Calvert Journal, и не тиражировать их
  • 12
    Но мы также должны спрашивать себя — что мы можем предложить кроме пейзажей и видов? Скорее всего в конкурентной, критической, борьбе мы проиграем. Только фотографические проекты более узкое поле затрагивают. Есть ли примеры более широких проектов? Хороший пример — Ольга Бушкова, проект "Goggle Wife"
  • 13
    Стало ли массовым копирование визуального языка зарубежных авторов? То есть следование принятым ожиданиям?
  • 14
    Мир уже глобален, но почему Calvert Journal публикует фотопроекты, исходя из наибольшей презентации национальной идентичности, чем больше берез и видов, тем точнее ты окажешься опубликованным
  • 15
    Но теперь нужно вспомнить, что Ольга Бушкова живет в Швейцарии — получается, ты там должен жить или учиться? Можно ли быть невидимым, но быть актуальным? Глобальная ситуация в мире такая, что мы можем работать дистанционно, но в сфере искусства как будто бы нужно присутствовать
  • 16
    Мне кажется вопрос не в том что мы можем предложить — вопрос в том, насколько мы вообще осмысляем форму в фотографии. Потому что только от того, что фотография "похожа" на реальность — вовсе не значит, что с формой нельзя работать, в том числе в "документальной" фотографии. Кто перед твоей камерой, вопросы власти — всё это важно. Автор прежде всего может оставлять массу ключей, чтобы проявлять эти властные отношения
  • 17
    Пример подобного автора и институции — Soham Gupta, автор, который работает с властью за кадром, и Венецианская биеннале как событие, раздвигающее границы понимания и презентации фотографии в поле современного искусства, на которой в этом году был его проект представлен
  • 18
    Нужно ли поддерживать связи только вживую? Или постоянство виртуальных связей с кураторами и профессиональным сообществом работает? Важно совмещать, но встреча и личный контак позволяет запомниться и выделять автора среди других
  • 19
    В кино есть целый мир "артхауса", где необходимо соблюсти его формальные признаки, чтобы это было названо авторским, хотя глубины и честности в этом порой не подразумевается. Длинные планы, отстранение. Получается, что снимая в определенном формате, с заданными конфессией обстоятельствами, тебя в неё берут
  • 20
    Работает постоянность видимости, через инстаграм, письма, коммуникации, даже если есть расстояния. И несмотря на то, что ты можешь жить в эпицентре творческой и коммерческой жизни — нужно постоянно показывать своё портфолио, встречаться и показывать себя. Потому что в таких центрах гораздо больше конкуренции среди авторов и постоянно появляющихся выпускников арт- и фотошкол
  • 21
    Не важно где ты живешь, если тебе есть что сказать
  • 22
    У Calvert Journal как раз такая цель — пропаганда России в этом ключе. Холод и пятиэтажки
  • 23
    Важно посмотреть за пределы документальных историй, world press photo, есть ли проекты с концептуальной составляющей, которые видно за пределами фотографического пространства? Отправляя работы на конкурс, нам чаще всего недоступны критерии, по которым осмысление работы происходит, и разные представления об одной и той же фактуре могут сильно меняться. Важно выбирать кто из конкурсов, институций смог трансформироваться и задать новые вопросы, представляя более концептуальное осмысление и двигаться к ним
  • 24
    Насколько международные конкурсы сами сегодня актуальны и серьезны в отношении более сложных и серьезных высказываний, которые они транслируют? За конкурсами стоят институции, цели, интересы и конкурсы отражают их повестку
  • 25
    Их фестивалей — посмотрите две страницы повестки фестиваля Нурдерлихт в Голландии — насколько они глубоко подходят к пониманию роли фотографии
  • 26
    Вопрос не только в экзотике. Ожидают еще политику. Получается: давай экзотику или политику. И с этим сталкиваемся не только мы, от иранских художников ожидают политических высказываний
  • 27
    Актуальность африканского искусства — ответ на политический запрос, но они выходят за рамки политического высказывания
  • 28
    Давай не политику, а персональную историю угнетаемых единиц
  • 29
    Дом фотографии Метенкова в Екатеринбурге хорошо работает в международном ключе с современной фотографией, они работают на своём поле с международными институциями, а потом происходит обмен. У Метенкова обмен на персональном уровне. Кураторские поездки, арт-резиденция ProHelvetia. Но благодаря знакомствам индивидуальное продвижение происходит на хорошем уровне, и происходит вливание в международный контекст
  • 30
    Представителей Contemporary Russian Art из Петербурга невозможно найти в англоязычном интернете
  • 31
    Проблема поддержания международных контактов в том, что художественная деятельность для российских авторов — это не постоянная работа, а хобби-деятельность. Поэтому нужно систематическая работа на построение связей и планов
  • 32
    Есть ли рынок фотографии в России, и за рубежом? Вопрос не в том, есть ли он, а скорее: почему нас нет в международном рынке? Рынок есть там, где ярмарки, на которые ездить нужно регулярно и десятилетиями вкладываться в цену художников. И только по прошествии нескольких лет есть надежда на продажу авторов в другом, более высоком, ценовом порядке
  • 33
    При этом на художественной среде сказываются проблемы политического фона, предубеждений, напряжений и т.п. Рынок есть, в него можно попасть, можно найти своего коллекционера, но это нужно отстраивать регулярно и через вложения и ярмарки
Видение
  • 1
    Нам нужен Роднянский от фотографии для максимизации результата на международном уровне
  • 2
    Нам бы всем хотелось, чтобы появился кто-то, кто может найти общие основания и тезисы современной российской фотографии, и ясно и профессионально их транслировать в международной среде. Смог бы подобрать команду, которая бы сочетала онлайн- и оффлай-работу по продвижению
  • 3
    Самый сложный вопрос развития среды внутри, и особенно международных связей для участников — это отсутствие бюджета и ресурсов "на входе", то есть перед началом реализации любой презентации и интервенции
  • 4
    Кто может быть продюсером сегодня? Какова может быть здесь роль Союза фотохудожников? Как перевести бюджеты, которые выделяются на приезжающих снимать Москву фотографов агентства Magnum, на российских фотографов, которые умеют делать сложные и красивые визуальные исследования?
  • 5
    Если задача "продать" русскую фотографию подороже: нужна стратегия, продюсер и бюджет
  • 6
    У Гельмана в интервью были прекрасные высказывания о том, что проблема в России не в отсутствии рынка, а в отсутствии спонсирования продакшена
Решения
  • 1
    Понять своё звучание, кто реагирует на твои работы вне тусовки, увидеть созвучные институции и кураторы, и идти к реализации через международную среду. При этом много работая и уделяя внимание разным практикам
  • 2
    Быть активным в мастерской, на выставках, в коммуникациях, но не навязываться кураторам и, особенно в международной среде, не спрашивать реализации через знакомства
  • 3
    Деление на свой-чужой развито в России. Скорее всего, по отношению к нам в других странах такое же предубеждение. Как решать? Сглаживать, последовательно менять своим примером профессионального подхода к коммуникациям
  • 4
    Для фотографии не только фотографические места могут стать площадкой для реализации и видимости. Площадки фотографии и площадки искусства в России разделены. На Венецианской биеннале эти миры в этом году объединились. И в этом движении большая перспектива
  • 5
    В целом странно, что настолько мощный инструмент и явление, как изображение, может не экспонироваться, не приниматься во внимание, игнорироваться, не коллекционироваться?
  • 6
    Поэтому мы хотим провести опрос: почему представители искусства и фотографии не обращают внимания друг на друга, как относятся к инструментарию друг друга? Ждите опрос!
  • 7
    Любой коллекционер очень консервативен, сложно и даже невозможно переделать тех, кто уже свои ценности определил, но можно подтянуть новых, молодых визуалов и воспитать их
  • 8
    Идея: Дайте клич ультимативного проекта условно: "русское красное" про Петербург, и пусть всё что-то снимают. Потом отбор, книжка, блокчейн, крипта, бал, движ, перспектива
  • 9
    Призыв к коллективному массовому проекту: вот и точка сборки. Кто-то оперу напишет, кто-то зины, полотна, гобелены, мультимедиа, звук, тикток, все такое. Собрать массу, откурировать хорошенько
  • 10
    Можно вливаться в международный контекст, а можно его создавать
КОНТАКТЫ
info@fotodepartament.ru
+7 901 301 7994
ФотоДепартамент
Санкт-Петербург
Гражданская ул., 13-15 / 1 этаж
Бертгольд центр
м. Сенная площадь
Яндекс.Метрика