Молодая фотография: дайджест новостей и публикаций / март
Ежегодный и один из самых престижных рейтингов молодых, но заметных фотографов со всего мира, определяемый американским журналом Photo District News (PDN) — PDN’s 30 2013 — выбрал единственного представителя из России — фотографа из Петербурга, автора галереи «ФотоДепартамент» Татьяну Плотникову. Все основные проекты этого фотографа находятся в поле социально ориентированной документалистики. На странице PDN представлены снимки из нескольких серий — посвященной оленеводам на Ямале, сохранению традиционных бань в Саратовской области и языческим обрядам народа мари. Как комментируют профессионалы её работы — Татьяна «бесстрашно вкладывает эмоциональное содержание» в свои работы. Татьяна Плотникова предпочитает недистанцированное соприкосновение с объектами съемки, пропуская «историю, над которой работает, через собственное сердце».
В конце февраля в Украине были подведены итоги конкурса «Фотограф года 2012», в котором гран-при получил Артур Бондарь, участник выставки «Молодая фотография 2012 2/2. Реальность/Декорации». Его работа, высоко оцененная членами жюри, — это документальная серия снимков о
Чернобыльской Зоне, куда фотограф ездит уже 4 года. Этот проект с «почти библейским» названием «Тень звезды «Полынь» – результат смешения художественных принципов и документанлизма. Отличительная его особенность – вовлеченность автора, его отказ от роли пассивного, безоценочного наблюдателя.
Александр Гляделов, координатор жюри конкурса, комментировал работу Бондаря: «Чернобыль, как обстоятельство места, где эти жизнь и смерть происходят, диктует условия существования и конца. Но безупречная повествовательная и образная драматургия этой серии говорит о главном: о любви. О любви людей, жизнь которых полна лишений, друг к другу, и к земле, на которой они родились и в которую хотят лечь, упокоясь, и о любви автора к этим людям.»
После победы в конкурсе последовала публикация серии вместе с комментариями автора в М-Журнале документальной фотографии Фонда Liberty.su.
«Ощущение Чернобыльской Зоны преследует меня везде, где бы я не был и как бы далеко от нее не находился. Оно всегда со мной — в моих глазах, в моих мыслях, в моем сердце и в моей душе. Я делаю этот проект в знак памяти и уважения к земле и людям, которые пострадали после Чернобыльской катастрофы».
Документальный проект другой участницы выставки «Молодая фотография 2012 2/2. Реальность/Декорации» Ксении Азаренко был опубликован во французском онлайн-журнале Le journal de la photographie. Ее серия «Амбивалентность», посвященная поискам утраченной сути человека в большом городе, стала частью еженедельной рубрики Weekend Portfolio. Среди нескончаемого движения и потоков людей Ксения постаралась найти ту точку тишины, в которой возможно понять – кто ты, почему этот город и что вас связывает.
Фотоблоги FeatureShoot и Urbanautica один за другим опубликовали выпускные проекты двух участниц образовательной программы ФотоДепартамента «Фотография как исследование», которые они сделали на курсе «Преодолевая фотографию» осенью 2012 года.
Первая из них — Анастасия Богомолова из Челябинска, также участница зимнего сезона проекта «Молодая фотография 2012». Ее серия Recall, названная автором FeatureShoot «умной реинтерпретацией старых семейных фото», — результат четырехлетней работы по разбору семейных архивов, опросу родственников и фильтрации общих воспоминаний. Открывшаяся невозможность полностью воссоздать картину жизни предыдущих поколений заставляет Анастасию заметить, что, возможно, «мы – именно те, кто должен перестать писать историю наших семей».
Путешествие в омут семейной памяти совершила и следующий молодой автор и герой публикаций FeatureShoot и Urbanautica– Наталья Резник, участница выставки «Молодая фотография 2012 1/2. Неявное». Серия «В поисках моего отца» — «попытка создать историю, которая осталась нерассказанной». Все, что было у Натальи от отца, которого она не видела с трех лет, – это несколько общих родительских снимков из фотоавтомата, где его лицо практически не разглядеть. Эта глубоко личная серия – попытка собрать образ отца из осколков. «В этом проекте я использовала старые фото из маминого альбома и реконструировала наши новые воспоминания «с отцом», используя портреты кино-звезд 70-ых», — пишет Наталья.