Выставка: Александр Михалкович. Заставить интернет помнить Холокост
[spb_column width=»1/1″ el_position=»first last»] [spb_text_block pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Новая выставка в галерее ФотоДепартамент:
Александр Михалкович / Минск
Заставить интернет помнить Холокост
21 мая — 30 июня 2016
Место: ФотоДепартамент, ул. Восстания, 24 / 2й двор, 1 этаж / пространство «Флигель»
Открытие: 21 мая в 18.00
На открытии выставки состоится презентация книги PRAFOTA (2015, арт-центр ЦЭХ, Минск), artist-talk Александра Михалковича на тему «Личное переживание как материал новой документалистики. Круг насилия: анализ механизмов массового подчинения», а также показ документальных фильмов автора «Увольнительная записка» и «Под крылом у Тони» (2015). Начало в 18.30.
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/2″ el_position=»first»] [spb_text_block title=»Автор о проекте:» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Законы, по которым сегодня живет интернет, модерируются, придумываются кем-то, подгоняются под обычного среднестатистического пользователя. В процессе поиска информации, выходящей за установленные рамки, человеку недостаточно обладать одним лишь стремлением. Он должен быть готов к тому, что ему придется споткнуться ни об одну кочку дезинформации. Я же поставил перед собой цель обойти эти законы, обмануть модераторов и постоянно бдящие системы безопасности, показать другие снимки, выйти на объективное информирование обывателя.
Мне кажется, что люди начали забывать про Холокост. Про него сложно найти информацию, если не заниматься специально этой темой. Часто люди посещают места, где еще совсем недавно происходили трагические события, и даже не подозревают об этом. Обнаружив несколько трагичных фотосвидетельств, я попробовал напомнить людям про Холокост на территории Латвии. Я решил обойти системы обороны популярных сервисов, размещающих фотографии на карте, таких как Google Earth, Panoramio и Foursquare, и разбавить привычную нам фотоленту из туристических или молодежных фотографий снимками фашистких зверств. Мои факты – черно-белые, они ужасны с точки зрения какой-нибудь девочки, которая пришла бы на пляж, «зачекинилась» на Foursquare и вдруг увидела рядом фотографии расстрелов.
Так как у Интернет-гигантов существует автоматизированная система проверки фотографий перед тем, как сделать их доступными для публики, мне пришлось искать способы обойти системы защиты. С помощью специальных программ я изменял данные местонахождения моего смартфона, и вносил незначительные визуальные изменения в фотографии, чтобы сделать их невидимыми для системы проверки авторского права. Не всегда мои ухищрения оказывались успешными: после двухдневного модерирования Google Earth так и не разместил их в публичном доступе. Возможно, на каком-то из этапов проверки у робота возникли подозрения, и он отправил фотографии на модерацию оператору-человеку.
В процессе своего эксперимента я ощущал себя как Аба Ковнер, член организации NAKAM – послевоенной терротистической группы, которая мечтала отомстить Германии отравлением дрезденского водохранилища. Я террорист, но во имя памяти. Я проникаю в ваш мир закатов, сэлфи, котят и еды; напоминаю вам о том, что скрыто под слоем песка, на котором вы загораете и чекинетесь.
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/2″ el_position=»last»] [spb_text_block title=»Куратор Анна Шпакова:» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Александр Михалкович, художественный провокатор и «террорист», работает в жанрах долгосрочных фотографических проектов, документального кино, аудиовизуальных инсталляциий и перформанса, используя элементы психодрамы и психологического анализа. Основные темы работ Михалковича – прошлое, память и их отражение в современной жизни. Эти темы непосредственным образом связаны с исследованием времени, пересечением его пластов и представленности одного временного слоя в другом.
Проект «Заставить Интернет помнить Холокост» изучает присутствие прошлого в нашем актуальном настоящем. Михалкович осуществляет акт анализа коллективного сознания: сталкивает теряющее память общество с воспоминаниями, которые оно предпочитает вытеснять. Автор испытывает зрителя на прочность границ его обыденности, а также его концепцию неуязвимости, сталкивая с темами смерти и потребления. «Захватывая» Интернет, Михалкович говорит нам: «Я вторгаюсь в ваш мир закатов, сэлфис, котят и инстафуда». Авторская интенция заставляет нас исследовать «темные» пятна собственного сознания, всмотреться в историю, которая лежит у нас под ногами, преобразовать настоящее осознанием опыта прошлого.
Выбранный визуальный жанр помогает автору исследовать возможности фотографического медиума: фотография тестируется на её жизнеспособность в современном Интернет-пространстве. Интернет, тонкая поверхность, нередко искаженная, возмущается тщательно спланированными интервенциями автора. Тектонические сдвиги в «культурно-историческом» латышском пейзаже приводят к изменению визуальной поверхности Интернета. Михалкович меняет пейзаж Интернета так кардинально, что наше сознание не остается прежним. Прошлое и настоящее, сталкиваясь, объявляются незаконными и преобразуются — автор напоминает нам, что нашим настоящим становится наше будущее.
Автор мыслит вполне в духе постмодернизма: исследует проникновения одной реальности в другую; а шире, ставит вопрос о реальности как таковой. Зритель теряет ощущение реальности подлинной и символической, а само состояние перехода между ними вызывает чувство странности и даже тревоги.
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/1″ el_position=»first last»] [spb_text_block pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/2″ el_position=»first»] [spb_text_block title=»Об авторе:» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Александр Михалкович живет и работает в Минске (Беларусь) и Брюсселе (Бельгия). Работает в жанрах долгосрочных фотографических проектов, документального кино, аудиовизуальных инсталляциий и перформанса. Темы его работ касаются прошлого и исторических аспектов, сопряженных с современной жизнью. По оценке Паолы Палеари, редактора YET magazine, проекты Михалковича имеют дело с монументальными концепциями, такими как история и политика, коллективная и личная память, технологии и традиции. Анна Фокс, профессор University for the Creative Arts at Farnham (UK), называет Михалковича «культурным снайпером», работающим со скрытой историей.
Выпускник Московского государственного университета культуры и искусств, аспирантуры при РГБ им. Ленина. Фотографии обучался на курсах А.Поликанова, Ю.Козырева, Т.Плотниковой (2013) и Стэнли Грина (2013), Саймона Норфолка, International Summer School of Photography (2014, 2015). Продолжает обучение в LUCA School of Arts (Брюссель), Lusofona (Лиссабон), SZFE (Будапешт) по специальности режиссура (2014 — 2016).
Проекты Михалковича выставлялись в Польше, Латвии, Литве, России и Беларуси. Его фильмы демонстрировались на фестивалях в Голландии, Португалии, Венгрии, Бельгии, Польше, Беларуси.
Рецензия Ольги Бубич на сайте Беларусского журнала
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/2″ el_position=»last»] [spb_text_block title=»О фильмах на открытии выставки» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Фильмы Александра Михалковича «Белый лист бумаги», «Увольнительная», которые я увидел в рамках международной образовательной программы DocNomads (Brussels, Lisbon, Budapest), мгновенно мне напомнили писателей Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско. Конечно, здесь нет прямой связи, скорее это бессознательное заражение, которое Александр сам может не осознавать. Это не важно…
В его работах есть что-то восходящее к их чувству абсурда и нелепого, и что-то от театрализованной аскезы, например, фильм Александра «Увольнительная». Это странный юмористический мир, в котором смешаны жестокость и фривольность. Мир, в котором эти компоненты сталкиваются, пересекаются и запутываются. Александру свойственна склонность этих писателей к отсутствию манерности, их чувство дистанции и ироническая холодность (возможно для него это маска, за которой можно скрыться, и, естественно, игра, впрочем, игра хорошая…).
Восприимчивость Александра и его пессимизм по отношению к человеческим слабостям, делают понятным, почему жестокость и человеческая глупость для него невыносимы. Кроме того, ему присущи острое чувство визуальной поэзии (пример, его фильм «Tony’s flyers») и минималистической композиции (особенно в фильме «Белый лист бумаги»), суровость и, одновременно, деликатность. И, наконец, сдержанный юмор Александра, по всей видимости, — это качество белорусов?
Что очень важно для документалиста, он обладает эмпатией к другим, здоровым любопытством и острой наблюдательностью, смешанной с исключительным взглядом на вещи и жизнь.
Беккет говорит о том, что мыслить означает лучше вслушиваться, и для Александра мыслить означает интенсивнее всматриваться, за видимость вещей. Думаю, он согласится с утверждением патафизиков (*термин, введенный Альфредом Жарри, понятие, соединяющее метафизику и поэзию): «Я с радостью думаю о вещах, о которых, я думаю, другие не задумываются».
Rogier van Eck, режиссер документального кино, профессор INSAS и LUCA school of Arts, Брюссель
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/1″ el_position=»first last»] [spb_text_block pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Выставка проходит при поддержке киношколы Doc Nomads. Joint Masters (Бельгия)
Информационная поддержка: Яркий фотомаркет / Be-in / The Village / Look at Me / IKONA mag
Аккредитация для СМИ:
по телефону: +7 (901) 301-7994
по e-mail: press@fotodepartament.ru
ФотоДепартамент
ул.Восстания 24, второй двор, пространство Флигель
м. Восстания / Чернышевская
Работаем: ежедневно, с 12.00 до 20.00
тел: +7-901-301-7994
www.fotodepartament.ru
www.shop.fotodepartament.ru
www.fmagazine.ru
[/spb_text_block] [/spb_column]