Ольга Джола. Введение в теорию фотографии
Автор курса: Ольга Джола Магистр Искусств (Смольный Институт, СПб, Bard College US).
Cоискатель ученой степени кандидата наук на кафедре Онтологии и Теории познания Философского факультета СПбГУ. Интересы: Философия фотографии, теория фотографии, критика фотографии, практика фотографии, искусство, основанное на фотографии.
Курс в программе «Фотография как исследование»
Курс проводился в программе «Фотография как исследование» в период весна 2011-весна 2012гг.
Продолжительность: 2 месяца, 8 встреч и онлайн-работа
Этот курс является встроенным курсом программы, его будут автоматически посещать все участники других кураторских курсов. Отдельная запись на этот курс не производится.
Цель нашего курса – задуматься о фотографии как о теоретическом объекте, получить базовые представления о предмете теории фотографии, её историческом развитии, основной проблематике и языке.
Как таковой дисциплины «Теория фотографии» не существует, обычно теория преподается и изучается в тесной взаимосвязи с историей фотографии. Но существует определённый набор текстов – несколько основных книг (В. Беньямин, Р. Барт, С. Зонтаг и т.д), и ряд статей, написанных философами, искусствоведами, публицистами и кураторами, специально посвящённых осмыслению фотографии, которые обычно и объединяются в область, называемую «теория фотографии».
Этот корпус текстов и станет предметом наших семинарских занятий.
В связи со сложностью, многослойностью самого феномена фотографии, осложняется и способ его теоретизирования, высказывания о нём и, соответственно, наше понимание этого высказывания. Поэтому основной задачей курса является не только получение информации об основных подходах к изучению фотографического образа, но и вхождение в специфику самого текста (высказывания), работа с ним – чтение, обсуждение и написание.
Курс строится не из лекционных, а из семинарских занятий, предполагающих активное участие студентов. В процессе чтения и обсуждения основных текстов, погрузившись в, так называемый, теоретический «дискурс», мы будем формировать собственный критический подход к проблемам и специфике осмысления фотографического образа, будем выяснять свои отношения с фотографией.
Такой «практический» подход к изучению теории – самостоятельное домашнее чтение, режим дискуссии, доклады, написание текстов, — поможет нам освоить основную литературу по теме, сформировать собственное критическое мнение; получить навыки чтения и интерпретации научного текста, навыки поиска и отбора информации.
В структуре общей программы «Фотография как исследование», этот базовый теоретический курс будет полезен студентам для осмысления собственной практики, для смещения внимание с конкретных картинок к фотографическому образу вообще.
Занятия будут проводиться в форме совместного обсуждения прочитанных работ с «вычитыванием» ключевых идей и их интерпретацией. В начале каждого занятия студенты будут делать краткую презентацию обсуждаемого текста (или автора). Возможны написание коротких эссе и/или задания по работе с текстом прямо в классе. Как промежуточная форма отчетности будет практиковаться написание тематических эссе и обсуждение их онлайн с преподавателем.