Российская фотография на фестивале FotoFest 2012 в Хьюстоне
C 16 по 29 апреля 2012 года в Хьюстоне проходит Международная биеннале фотографий – FotoFest 2012.
FotoFest, старейший и крупнейший международный фотофестиваль в США – событие громкое и волнующее. Это не просто место, где начинающие фотографы могут проявить себя, а известные – в очередной раз подтвердить свой статус. Старейшая фотобиеналле Нового Света, основанная еще в начале 1980-х, и проходящая в этом году в 14й раз, имеет репутацию первооткрывателя, так как FotoFest одним из первых признал цифровую фотографию. С тех пор от хьюстонского фотофестиваля всегда ждут нечто новое и неизведанное.
В этом году «новинкой» стала современная российская фотография. Разумеется, интерес к этой теме не случаен: по мнению Фредерика Болдуина, президента фестиваля, и арт-директора Вэнди Уотрисс, на Западе по-настоящему хорошо знают только советский конструктивизм 20-х и 30-х годов, Александра Родченко и Эля Лисицкого. Поэтому в составе программы фестиваля целых три выставки посвящены именно более поздней России, начиная с 50-х годов и до современных авторов.
Отбор заявок проходил с 19 мая по 20 июня 2011 года. Свои работы предоставили 500 фотографов. В результате кураторы выбрали 147 фотографов из России и ближнего зарубежья – Украины и Белоруссии. Три основные выставки охватывают три периода российской фотографии: «Оттепель» (1950-е – 1970-е), «Перестройка, либерализация, эксперимент» (1980е-2010) и «Поколение молодых» (2007-2012) . Кураторами российской программы стали Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова, представляющие фонд «В поддержку российской фотографии», поддерживаемый центром современной культуры «Гараж» и фондом «Айрис», а также бессменные Венди Уотрисс и Фридерик Болдуин.
ФотоДепартамент имеет к техасскому фотофестивалю отношение, хотя и опосредованное. Галерея не является частью оргпроцесса и кураторы не принимали участия в составлении программы. Но сам состав участников – это в чем-то воплощение наших пятилетних трудов и непосредственное подтверждение того, что мы выбрали верный путь в своей деятельности, ведь в этом году на биеннале представлены работы восьми фотографов галереи ФотоДепартамент. В основном – это молодые авторы, показывающие современную Россию, но есть и участники второй выставки, где темой является эпоха перестройки.
Эпоху обещанных перемен и не сбывшихся обещаний проиллюстрировали Евгений Мохорев и Андрей Полушкин. Первый – коренной петербуржец, родился в конце 60-х годов. Фотографирует с раннего возраста, так что можно сказать, период становления его как фотографа совпал с перестройкой. Интерес за рубежом к Евгению давний. О нем пишут The World of Photographers, нидерландский Eyemazing Magazine, французский La Lettre и другие издания. Его фотографии переворачивают представление о России, о подростках и взрослении не только за границей, но и у соотечественников.
Евгений Мохорев / Андрей Полушкин
Андрей Полушкин также ученик ленинградской школы фотографии. По его собственным словам, ему не интересна объективная реальность, запечатленная на снимке. Полушкин создает такие работы, которые обращаются к внутреннему, подсознательному. Он не подает “готовое блюдо”, а предоставляет ингредиенты. В результате каждый зритель “готовит” себе сам. И уже придется это по вкусу или нет, зависит от “специй” – внутреннего мира наблюдателя, отношения к действительности, процента скептицизма и прочих наполняющих, заключенных в зрителе.
Но, как показывает практика, большинству творчество Андрея пришлось по вкусу. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации его работ в таких журналах как Афиша, Цифровик, На Невском, Vodka, а так же интерес зарубежных изданий – Il Fotografo (Италия), Digital (Австралия). И, как следствие – награды: главный приз Photographer.ru Nonstop photos 2002, Honorable Mention Award, Digital Creation Awards (DCA) 2006 (Япония), а также номинация премии ARTINDEX 2006 «Фотограф года».
У современного поколения молодых художников России, в отличие от их предшественников, мало опыта непосредственного общения с коммунизмом. Выросшие после распада Советского Союза, они выросли в мире потребления, где понятие “общественное” заменилось определением “личное”. Очевидно, что художники периода перестройки направляют себя вовне и относятся к жизни иначе, проще. Возможно, более иронично. Поколение современныхфотографов сконцентрировано, скорее, на своем собственном опыте. Это иной взгляд – далекий и задумчивый, кажущийся стеклянным со стороны.
Это поколение от лица «ФотоДпартамента» представляют Кир Эсадов, Марго Овчаренко, Никита Пирогов, Дарья Туминас, Татьяна Плотникова и Анастасия Тайлакова. Все они, безусловно, разные. У каждого сильно развито “я” и особое, свое понимание внешнего мира, несуществующего без мира внутреннего.
Кир Эсадов
Кир Эсадов изучает одиночество, о чем в дальнейшем кричат его безмолвные фотографии. В них боль, в них страх и отношение самого Кира – философское. Хотя он сам прошел через многие краски мира и может осуждать других, беззаботно счастливых, но Эсадов не делает этого, а просто молчит, наблюдает. И это вводит в оцепенение.
На сегодняшний день у Кира Эсадова прошли три персональные выставки: “Ноктюрн” в Zoom cafe (Санкт-Петербург, 2010), “Интимный дневник отличника” в галерее ФотоДепартамент (Санкт-Петербург, 2010) и «Ангел моей первой смерти» в галерее Меглинская (Винзавод, 2011). Он неоднократно принимал участие в групповых выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Белграде, Зренянине (Сербия), Нью-Йорке, а теперь и в Хьюстоне. Также его работы публиковали в журналах Citipulse, CK-magazine, Фото&Техника и др.
Марго Овчаренко
Еще один фотограф, затрагивающий тему одиночества – Марго Овчаренко. Она считает, что 80% фотографов могут начать свою автобиографию со слов: «У меня не было друзей, поэтому я начал снимать». Эта фраза абсолютно точно соответствует настроению снимков. Более того, создается впечатление, что понятия «дружба» не существует в принципе и все люди одиноки.
За три последних года у Марго Овчаренко персональные выставки в Копенгагене, Москве, Санкт-Петербурге, а также она участвовала в крупных групповых выставочных проектах и фестивалях в России, Европе и США, включая Re:Generation 2 и New York Photo Festival (2011). Одна из немногих российских художников, кто получил грант в области поддержки молодой фотографии от Fabrica компании Benetton и стажировалась около года в Италии.
Работы Марго обнажают современную молодежь в прямом и переносном смысле, вызывая у людей бурю самых разных эмоций: у кого-то восхищение, у других раздражение или просто непонимание. Голос автора слышен на каждой фотографии, но что именно она шепчет, пока понимают не все.
Никита Пирогов
Никита Пирогов впервые показал свой проект «Другой берег», фотографии из которого также вошли в фестивальную выставку «Поколение молодых. 2007-2012», в составе групповой выставки проекта ФотоДепартамента, помогающего открывать молодых авторов, «Молодая фотография 2010 ½» летом в Петербурге. И после этого осенью 2010 была победа на портфолио-ревю в Братиславе и Вене, затем год магистратуры по фотографии в Мадриде, персональные выставки в Дании, Словакии, Австрии, и совсем недавно в Швейцарии.
Дарья Туминас
Дарья Туминас стала известной в международной фотосреде почти молниеносно. Публикации ее работ можно найти в Stay Tuned, GUP, We find wildness, Burn Magazine. Своими самыми большими достижениями Дарья считает интернатуру в журнале Foam, но важна и полученная магистерская степень в Лейденском Университете (Голландия). Получение Lucie Foundation Scholarhip, победа в конкурсе Viewbook PhotoStory Competition, участие в Lodz Fotofestiwal – всё это произошло в один год. В своем первом самостоятельном фотопроекте «Иван и Луна» Дарья обратилась к истории двух братьев, живущих в деревне на севере России. Они привлекли ее внимание своей непохожестью на современных подростков, своими необычными занятиями и увлечениями. Эти снимки приоткрывают глаза на то, что на самом деле есть «современная Россия». И как выяснилось, это все та же деревня – мистическая и загадочная, до конца не изученная.
Татьяна Плотникова
Обратную сторону русской жизни, которая уже стала чем-то привычным, демонстрирует в своих документальных проектах Татьяна Плотникова. Работы Татьяны известны в России и за её пределами, она является постоянным автором журнала «Русский Репортер» (Россия), а также работы были опубликованы в журналах «Пять углов» (Санкт-Петербург), Foto&Video, Autoportret (Польша) и других. Её проекты участвовали в более чем 20 групповых выставках в России, Франции, Китае, Бирме, Камбодже и др. На фестивале в Хьюстоне представлены работы из её разных серий, единым для которых является дух и жизнь большой страны, России.
Анастасия Тайлакова
И еще одна “молодая” участница хьюстонского биеннале – Анастасия Тайлакова. Ее фотографии были опубликованы в Feaverish Photography Blog, Lens Culture, Leica (китайский фотожурнал), Here Blog и многих других журналах и блогах. Наряду с Дарьей Туминас в 2010 году проект «In Vain» был показан в составе выставочной программы фестиваля Fotofestiwal, в Лодзи, Польша. Из важных выставок в России можно назвать: «Общее место» (в рамках Седьмого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2008»),«Начали!», Центр дизайна ARTPLAY на Яузе, а также участие в летом 2010 года в выставке «Молодая фотография 2010 1/2. Что-то не то».
Фотографии Тайлаковой можно назвать “бытовыми” в лучшем значении этого слова: она акцентирует внимание на моментах привычной, повседневной жизни, находя в них особую эстетику.
Очевидно, что Хьюстонский фестиваль преподнесет современную Россию в виде мозаики, ведь все работы абсолютно разные. Остается только надеется, что у западного зрителя сложится целостное впечатление о нашей стране, а мнение о русской фотографии сформируется благодаря такому полному – историческому и современному экскурсу в фотографию нашей страны.
Материал подготовила Дарья Гурьянова
Публикации о фестивале FotoFest 2012 в Хьюстоне:
Хроника событий от журнала Foto&Video: