ART WEEKEND в Петербурге
События ФотоДепартамента
16 и 17 октября 2021
Фото: Дарья Редина
ФотоДепартамент участвует в Art Weekend 2021
16 и 17 октября 2021
Организаторы проекта:
Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ в Санкт-Петербурге)
Организаторы проекта:
Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ в Санкт-Петербурге)
Art Weekend день открытых дверей петербургских галерей и арт-пространств. Это одновременно исследование текущего состояния местной художественной сцены, важное для профессионального сообщества, и большое общедоступное городское событие.
В этом году флагманское событие 3-го Кураторского форума объединит более 50 площадок Санкт-Петербурга, работающих с современным искусством: галереи, арт-пространства, музеи, мастерские.
В этом году флагманское событие 3-го Кураторского форума объединит более 50 площадок Санкт-Петербурга, работающих с современным искусством: галереи, арт-пространства, музеи, мастерские.
Во время Art Weekend
ФотоДепартамент делает публичную программу в Событийном зале Бергольд Центра. В нее входит выставка Марии Кокуновой и её artist-talk, серия дискуссий и публичный отбор новых автороы в #шоурумпринтов.
Приходите общаться, смотреть выставку и узнавать о сложных и противоречивых внутренних процессах работы с современной фотографией.
ФотоДепартамент делает публичную программу в Событийном зале Бергольд Центра. В нее входит выставка Марии Кокуновой и её artist-talk, серия дискуссий и публичный отбор новых автороы в #шоурумпринтов.
Приходите общаться, смотреть выставку и узнавать о сложных и противоречивых внутренних процессах работы с современной фотографией.
16 ОКТЯБРЯ, СУББОТА
Мария Кокунова
Коллекционер/ The Collector
Выставка
16.10.21– 17.10.21
Событийный зал Бергольд Центра
Часы работы:
16 октября с 15:00 до 20:00
17 октября с 12:00 до 20:00
Открытие и artist-talk — 16 октября с 15:00
Вход свободный
16.10.21– 17.10.21
Событийный зал Бергольд Центра
Часы работы:
16 октября с 15:00 до 20:00
17 октября с 12:00 до 20:00
Открытие и artist-talk — 16 октября с 15:00
Вход свободный
КОЛЛЕКЦИОНЕР (2019 - 2020)
В отношениях с вещами, отношениях, сложившихся посредством зрения и упорядоченных фигурами представления, – есть нечто такое, что вечно ускользает, проходит мимо, переходит с одного уровня на другой, неизменно так или иначе от нас увиливая.
Жак Лакан
Герой моего проекта Коллекционер - одинокий белый европейский мужчина, представитель среднего класса и потребитель, в вымышленную структуру личности которого встроен мой личный опыт ониомании * и стоящие за логикой механизма потребления процессы снятия тревожности, преодоления страха необратимости течения времени и смерти путем приобретения вещи, обладания ею.
Коллекционер осознает, что его характер, субъектность связаны с материальной культурой, определены географически и исторически. И что он, как следствие, неизбежно оказывается встроен в систему капиталистических отношений. Но это знание не помогает ему освободиться от подчиненности предметам, аппаратам и структурам общества - перестать быть "объектом объектов".
Через товарное изобилие и дизайн вещей воронка потребительства засасывает в водоворот желания его эмоции от контакта с вещью раньше, чем он успевает их схватить. При каждой новой покупке желание тут же теряет связь с конкретным предметом, отчуждается, соскальзывает с поверхности означающего и переходит к другому сходному недоступному объекту. Так как, согласно психоанализу, ценностью всегда обладает не реальный, а символический, временно утраченный объект.
В результате глубокой рефлексии Коллекционер осознает, что объекта желания не существует - невозможно наполнить зияющую внутри него пустоту, и что им движет меланхолия. Он признает личную ответственность за каждую новую покупку и испытывает вину. Внутренний конфликт усиливается одновременным переживанием противоположного чувства жуткого, навязчивого повторения: как будто какая-то сила извне разжигает в нем страсть обладания и заставляет снова и снова покупать вещь. Подверженность воздействию этой силы указывает на то, что он себе не принадлежит.
В проекте я показываю быт Коллекционера, его повседневность. Он окружен не ауратическими объектами, но бережно отобранными вещами массового потребления, которые мерцают обещанием удовлетворения желания.
Через использование библейских мотивов гравюр Гюстава Доре я ввожу образ Ноева ковчега. Как Ной, спасаясь от потопа, строит новый мир - создает новый контекст, так и Коллекционер, пытаясь укрыться от хаоса бесконечно множащихся форм и захлестывающей его волны потребления, строит и упорядочивает собственный закрытый, обособленный мир, наполняя его не уникальными, но удерживающими на время вещами.
В условиях сгущающегося постпандемического постапокалиптического будущего он с еще большим усердием, по инерции, словно в отчаянном ритуальном повторении, продолжает набивать ими свое убежище, тем самым приближая момент, когда "ковчег" со всем содержимым пойдет ко дну, захлебнувшись в волнах глобального перепроизводства и водах необратимо тающих ледников.
______________________________________________________________
*Ониомания (греч. onios – покупаемый, mania – влечение, страсть, безумие). Непреодолимое влечение делать покупки, часто ненужные, без учета своих возможностей. Наблюдается при маниакальных состояниях. Толковый словарь психиатрических терминов EdwART 2009.
В отношениях с вещами, отношениях, сложившихся посредством зрения и упорядоченных фигурами представления, – есть нечто такое, что вечно ускользает, проходит мимо, переходит с одного уровня на другой, неизменно так или иначе от нас увиливая.
Жак Лакан
Герой моего проекта Коллекционер - одинокий белый европейский мужчина, представитель среднего класса и потребитель, в вымышленную структуру личности которого встроен мой личный опыт ониомании * и стоящие за логикой механизма потребления процессы снятия тревожности, преодоления страха необратимости течения времени и смерти путем приобретения вещи, обладания ею.
Коллекционер осознает, что его характер, субъектность связаны с материальной культурой, определены географически и исторически. И что он, как следствие, неизбежно оказывается встроен в систему капиталистических отношений. Но это знание не помогает ему освободиться от подчиненности предметам, аппаратам и структурам общества - перестать быть "объектом объектов".
Через товарное изобилие и дизайн вещей воронка потребительства засасывает в водоворот желания его эмоции от контакта с вещью раньше, чем он успевает их схватить. При каждой новой покупке желание тут же теряет связь с конкретным предметом, отчуждается, соскальзывает с поверхности означающего и переходит к другому сходному недоступному объекту. Так как, согласно психоанализу, ценностью всегда обладает не реальный, а символический, временно утраченный объект.
В результате глубокой рефлексии Коллекционер осознает, что объекта желания не существует - невозможно наполнить зияющую внутри него пустоту, и что им движет меланхолия. Он признает личную ответственность за каждую новую покупку и испытывает вину. Внутренний конфликт усиливается одновременным переживанием противоположного чувства жуткого, навязчивого повторения: как будто какая-то сила извне разжигает в нем страсть обладания и заставляет снова и снова покупать вещь. Подверженность воздействию этой силы указывает на то, что он себе не принадлежит.
В проекте я показываю быт Коллекционера, его повседневность. Он окружен не ауратическими объектами, но бережно отобранными вещами массового потребления, которые мерцают обещанием удовлетворения желания.
Через использование библейских мотивов гравюр Гюстава Доре я ввожу образ Ноева ковчега. Как Ной, спасаясь от потопа, строит новый мир - создает новый контекст, так и Коллекционер, пытаясь укрыться от хаоса бесконечно множащихся форм и захлестывающей его волны потребления, строит и упорядочивает собственный закрытый, обособленный мир, наполняя его не уникальными, но удерживающими на время вещами.
В условиях сгущающегося постпандемического постапокалиптического будущего он с еще большим усердием, по инерции, словно в отчаянном ритуальном повторении, продолжает набивать ими свое убежище, тем самым приближая момент, когда "ковчег" со всем содержимым пойдет ко дну, захлебнувшись в волнах глобального перепроизводства и водах необратимо тающих ледников.
______________________________________________________________
*Ониомания (греч. onios – покупаемый, mania – влечение, страсть, безумие). Непреодолимое влечение делать покупки, часто ненужные, без учета своих возможностей. Наблюдается при маниакальных состояниях. Толковый словарь психиатрических терминов EdwART 2009.
Список литературы:
- Бодрийяр Ж. "Система вещей".
- Барт Р. "Мифологии".
- Флюссер В. "О положении вещей. Малая философия дизайна".
- Корнев В. "Философия повседневных вещей".
- Подорога В. "Вопрос о вещи".
- Беньямин В. "О коллекционерах и коллекционировании".
- Харман Г. "Четвероякий объект".
- Мерло-Понти М. «Око и дух».
- Стюарт С. "Коллекция. Потребительский рай". Художественный журнал #7, 1995.
- Мазин В. Во власти эмоций: Письмо из Санкт-Петербурга. Художественный журнал # 108, 2019.
- Перек Ж. "Вещи".
- Степанов Д. "Человек и вещь в одной комнате".
- Кинг С. "Нужные вещи".
Мария Кокунова
ПРОГРАММА
● 15:00 — Открытие выставки "Коллекционер" в Белом зале Бергольд Центра
● 15:30 — Авторская экскурсия Марии Кокуновой по выставке "Коллекционер"
● 16:00 — Artist-talk Марии Кокуновой
● 15:30 — Авторская экскурсия Марии Кокуновой по выставке "Коллекционер"
● 16:00 — Artist-talk Марии Кокуновой
16 ОКТЯБРЯ
Зарегистрироваться на события первого дня можно через любую соцсеть
Просто напишите в чат "первый день". Если вы хотите зарегистрироваться сразу на два дня, напишите "оба дня".
Просто напишите в чат "первый день". Если вы хотите зарегистрироваться сразу на два дня, напишите "оба дня".
ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА В рамках публичной программы мы будем рассказывать о нашем опыте — показываем, как сами работаем с фотографией, почему сложно продвигать концептуальные работы и почему вообще может быть сложно работать с фотографией. И конечно будем пробовать эти сложности сообща разрешать на дискуссиях и публичном отборе в #шоурумпринтов. Фото: Дарья Редина. На фотографии — принт художницы Анастасии Цайдер |
17 ОКТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
ПРОГРАММА
● 12:00 — А чё так дорого?
Авторы рассказывают о вложениях, которые стоят за производством концептуальных и документальных проектов. И как это влияет на ценность их работ
Участники: Варвара Кожевникова, Евгений Молодцов, Александр Веревкин, Анна Прилуцкая, Денис Шулепов, Алексей Павлов, Ирина Задорожная
● 14:00 — Какую фотографию мы в ФотоДепартаменте умеем, а какую не умеем продавать?
Надя Шереметова о FotoDepartament.Gallery, как галереи в экспериментальном формате, и об ощущениях о коллекционировании, восприятии и покупке российской фотографии в России и в мире
● 14:30 — Как можно с вами сотрудничать?
Отбираем новых авторов в #шоурумпринтов по предварительным заявкам — комментируем портфолио и даем критерии отбора
Авторы рассказывают о вложениях, которые стоят за производством концептуальных и документальных проектов. И как это влияет на ценность их работ
Участники: Варвара Кожевникова, Евгений Молодцов, Александр Веревкин, Анна Прилуцкая, Денис Шулепов, Алексей Павлов, Ирина Задорожная
● 14:00 — Какую фотографию мы в ФотоДепартаменте умеем, а какую не умеем продавать?
Надя Шереметова о FotoDepartament.Gallery, как галереи в экспериментальном формате, и об ощущениях о коллекционировании, восприятии и покупке российской фотографии в России и в мире
● 14:30 — Как можно с вами сотрудничать?
Отбираем новых авторов в #шоурумпринтов по предварительным заявкам — комментируем портфолио и даем критерии отбора
● 16.00 — Фотография между «это слишком концептуально» и «я тоже так могу»
Как делать сложное высказывание простым медиумом, чтобы было понятно тем, кто мало смотрит но не очевидно тем, кто уже все видел.
О производстве, простоте фотографии, восприятии, курировании и образовании.
Участники:
Дарья Панайотти, куратор (Эрмитаж), преподаватель Школы дизайна ВШЭ
Ольга Давыдова, культуролог, исследователь кино и фотографии, преподаватель программы «Кино и видео» факультета свободных искусств и наук
Феодора Доможилова-Каплан, активистка фотообразования, соосновательница школы Докдокдок, исследовательница, художница, куратор
Александр Веревкин, художник
Юрий Гудков, художник и куратор, главный редактор Проекции
Надя Шереметова, директор ФотоДепартамента, исследовательница фотографии
Модератор дискуссии: Лиза Александрова, автор и редактор Проекции, исследовательница медиа
О чем?: Фотография — парадоксальный медиум.
Это очень простая и доступная для (вос)произведения визуальная форма, но когда она попадает в арт-среду она становится сложнее.
В курировании уплотняется и усложняются разные слои контекстов вокруг фотографии, в теории — природа самого медиума и его историко-культурное влияние, в арт-образовании — способы использовать фотографию как способ коммуникации, в самих арт-практиках — сам опыт, как вообще можно видеть и формулировать фотографией реальность.
Но фотография внутри этих практик — все еще простая и доступна для (вос)произведения штука. Тогда как, усложняя, осмысленно пользоваться этой простотой как инструментом? Или простота фотографии — это атавизм и ее нужно прятать? Как убедить кураторов, что простота фотографии — не повод ее игнорировать? Но тогда как объяснить усложнение, тем, кто не привык к фотографии, как к сложному опыту? И как автору не зависнуть с проектом, когда для тех, кто мало видел — это слишком сложно, а для тех, кто видел много — это уже было и слишком просто?
Как делать сложное высказывание простым медиумом, чтобы было понятно тем, кто мало смотрит но не очевидно тем, кто уже все видел.
О производстве, простоте фотографии, восприятии, курировании и образовании.
Участники:
Дарья Панайотти, куратор (Эрмитаж), преподаватель Школы дизайна ВШЭ
Ольга Давыдова, культуролог, исследователь кино и фотографии, преподаватель программы «Кино и видео» факультета свободных искусств и наук
Феодора Доможилова-Каплан, активистка фотообразования, соосновательница школы Докдокдок, исследовательница, художница, куратор
Александр Веревкин, художник
Юрий Гудков, художник и куратор, главный редактор Проекции
Надя Шереметова, директор ФотоДепартамента, исследовательница фотографии
Модератор дискуссии: Лиза Александрова, автор и редактор Проекции, исследовательница медиа
О чем?: Фотография — парадоксальный медиум.
Это очень простая и доступная для (вос)произведения визуальная форма, но когда она попадает в арт-среду она становится сложнее.
В курировании уплотняется и усложняются разные слои контекстов вокруг фотографии, в теории — природа самого медиума и его историко-культурное влияние, в арт-образовании — способы использовать фотографию как способ коммуникации, в самих арт-практиках — сам опыт, как вообще можно видеть и формулировать фотографией реальность.
Но фотография внутри этих практик — все еще простая и доступна для (вос)произведения штука. Тогда как, усложняя, осмысленно пользоваться этой простотой как инструментом? Или простота фотографии — это атавизм и ее нужно прятать? Как убедить кураторов, что простота фотографии — не повод ее игнорировать? Но тогда как объяснить усложнение, тем, кто не привык к фотографии, как к сложному опыту? И как автору не зависнуть с проектом, когда для тех, кто мало видел — это слишком сложно, а для тех, кто видел много — это уже было и слишком просто?
Зарегистрироваться на события второго дня можно через любую соцсеть
Просто напишите в чат "второй день". Если вы хотите зарегистрироваться сразу на два дня, напишите "оба дня"
Просто напишите в чат "второй день". Если вы хотите зарегистрироваться сразу на два дня, напишите "оба дня"
Даем ссылки, где можно следить за событиями ФотоДепартамента и Art Weekend:
ЖДЕМ ВАС НА СОБЫТИЯХ
ПОДЕЛИТЕСЬ СТРАНИЦЕЙ С ДРУЗЬЯМИ