Лекции о фотографии в Севкабель Порт — декабрь 2022
В последовательности заметно разнообразие
17 — 24 декабря 2022
Место проведения: лекторий’порт / Петербург, Кожевенная линия, 40Д / пространство Севкабель Порт, Студия 42, 3 этаж
Вход бесплатный! Регистрация на события открыта
*Возрастное ограничение 18+
“Важно понимать — энтузиазм встречается часто, а вот выносливость, последовательность — гораздо реже”. Ангела Дакворт. Упорство. Как развить в себе главное качество успешных людей
В фразе «В последовательности заметно разнообразие», которая является названием цикла совместных событий о фотографии ФотоДепартамента и Лекторий.порт на площадке Севкабель Порт, есть широта интерпретаций. Последовательность вшита в работу с фотографией — любая серия, проект, выставка, книга, нарратив рождаются из последовательности изображений. Другой акцент в фразе — это последовательность, как методичное осуществление некоего действия в течение долгого времени. И именно тогда в последовательном развитии, уточнении, углублении, разработке становится видно разнообразие сделанного – прогресс, усложнение смыслов, процессов, инфраструктуры — некое улучшение, которого добивается (или нет) среда от вклада участников и тех, кто хочет ими стать. Держа фокус и на изображениях и на смыслах, которые несет искусство в нашу жизнь, ФотоДепартамент строит программу лекций и более экспериментальных форматов событий о фотографии на площадке Лекторий.порт, адресуя её всем интересующимся фотографией. Любая фотография — это точка коммуникации, она всегда сообщает, даже то, что её автор сам не смог уловить, а опыт и грамматика чтения сообщений, как и их закладывания, открывает познание для всех. Поэтому в событиях мы представим разные практики вхождения в это, более сложное, понимание фотографии как места для диалога, и появления и проявления общих оснований между людьми.
Расписание событий:
17 декабря / Сб в 18:00 — Абстракции повседневной жизни. Диалог фотографов
18 декабря / Вс в 19.00 — Горизонт фотографии. Где мы сейчас и какие перспективы? Надя Шереметова
22 декабря / Чт в 19.00 — Коллективный ландшафт: фотография как способ посмотреть на себя. Мария Шаронова
24 декабря / Сб —
12.00 — Фотографии с твоего телефона. Алина Белишкина
14.15 — Умри – замри – воскресни. О феномене и стратегиях постправды. Нэля Рублева
16.30 — Спектакль нарративного знания. Сентиментальность для Джесс. Ирина Задорожная
Абстракции повседневной жизни
17 декабря в 18.00
Дарья Вострякова и Денис Шулепов. Диалог-перформанс фотографов в поисках тезисов на фоне красоты из повседневности.
Вступительное слово и визуальный ряд фотографий к диалогу — от куратора ФотоДепартамента Нади Шереметовой.
Наше вопрошание возникает из личных историй, которые в ситуации неопределенности не могут быть рассказаны, теряя либо контекст, либо смысл.
В такие моменты возникает потребность к причастности к чему-то большому и устойчивому, то, за что можно держаться по крайней мере до тех пор, пока привычность, приспособившись и учтя коррективы, вновь вернет нас в устойчивое русло.
Эта ситуация вопрошания показывает, что если таких больших вещей и нет, то их следовало бы создавать для этих моментов. А может быть, эти вещи были всегда, но не всегда наше внимание было на них сфокусировано.
Это вопрос о том, чем бы это могло быть? Что настолько инертно, и упорно остается в нашем общем поле, когда его покинули все остальные смыслы? На ум лезут слова из школьных учебников — любовь, родина и чувство собственного достоинства.
Если последнее понятно и принято, то к первым двум не хочется прикасаться, ввиду той идеологической коррупции, которой подвергались эти слова на протяжении очень большого времени. Но означает ли это, что мы теперь живем в мире без любви и родины? Или эти слова — наша родовая травма, которая требует выхода и говорения, но о которых мы не хотим говорить. Почему? Это диалог о разрыве, о той серьезной осмысляющей практике искусства, которая уже не может избегать говорить о самом важном.
Горизонт фотографии. Где мы сейчас и какие перспективы?
18 декабря в 19.00
Лекция Нади Шереметовой
Во всем мире фотография как искусство и высказывание — это индустрия. У неё есть инфраструктура, образование, ярмарки вроде Paris Photo, профессионалы, процессы, ресурсы, аудитория и т.д. В России же есть огромное количество производителей изображений. И каждый из них хочет занять место — кто-то во внимании, а кто-то в умах людей. Здесь уже намечаются разные горизонты.
У фотографии есть парадокс эмансипации — даже если долго и упорно заниматься технической стороной инструмента, это не приведет тебя к росту в плане фотографии как высказывания. Кураторам, да и зрителям, всегда виден этот проговаривающийся пробел непонимания разницы между “я знаю что хочу сказать” и “я умею классно технически сделать любую фотографию”. Вот и парадоксально — один инструмент для всех, но очевидно дает разные горизонты тем, кто его держит.
Мы поговорим о развитии фотографа в художника, о желании признания и иллюзиях на этом пути, о предубеждениях, мифах и разъединяющих представлениях о современной фотографии, которые не дают любому, даже любителю, перейти от уровня наслаждения эстетикой или процессом съемки к фотографии как средству говорить и видеть. И о том, какие идеи и ожидания уже стоит отбросить в обзоре пространства смыслов и индустрии фотографии “здесь” и “у них”. Будет много картинок и примеров, поэтому лекция будет интересна не только тем, кто хочет претендовать на место в художественной среде, но и всем кто интересуется процессами, в визуальной среде происходящими.
Коллективный ландшафт: фотография как способ посмотреть на себя
22 декабря в 19.00
Лекция Марии Шароновой
В трудные времена спасения ищут в искусстве, но как и чем оно помогает —артикулируется не многими. Вместе с вами мы разберёмся почему фотография вообще — искусство и какую «помощь» следует от неё ждать. Рассмотрим российские проекты о коллективном и через этот взор попытаемся нащупать что-то, что есть «мы» и разобраться с тем, что же такое эта пресловутая национальная идентичность и как нам с нею жить.
Фотографии с твоего телефона
24 декабря — 12.00
13.45 — 14.15 — слайд-шоу по итогам воркшопа в открытом формате
Воркшоп-диалог Алины Белишкиной
Педагог и художница Алина Белишкина предлагает обсудить то, что, как правило, не попадает в публичное пространство, — фотографии, которые живут в памяти вашего телефона и, на первый взгляд, не несут художественной ценности, но вместе с тем по какой-то причине вам нравятся.
Вдвоем с Алиной вы рассмотрите случайные (или нет?) моменты вашей повседневной жизни, селфи, фотографии на память, удачные или даже “недавно удаленные” снимки, — все то, что вы отберете для обсуждения. В основе встречи — личного разговора с глазу на глаз — ваше желание разделить то, что нравится. Сойтись или разойтись в этом, уточнять, беседовать, радоваться. Фотографии станут местом и поводом говорить о мире вокруг, размышлять о том, что мы понимаем под художественной ценностью и том, что стоит за желанием фиксировать жизнь.
Результатом диалога станет слайд-шоу с отобранными Алиной фотографиями.
Записать на участие — по ссылке в регистрации. Количество участников — до 12 человек.
Открытый показ слайд-шоу по итогам воркшопа — в 13.45 для всех желающих.
Умри – замри – воскресни.
О феномене и стратегиях постправды
24 декабря — 14.15
Лекция Нэли Рублёвой
Условия нашего пребывания в точке здесь и сейчас обусловлены ограниченным пространством как личного, так и коллективного, а также лимитированного и часто искажённого знания о происходящем. Последнее напрямую соотносится с феноменом постправды или постистины, который мы возьмём за основу данной лекции. Это хорошая возможность посмотреть на современный мир другим взглядом, одновременно приближенным и отстранённым от действительности, а именно – художественным.
Мы обратимся к вскрытию и выведению на поверхность нескольких режимов функционирования смыслов/истин/информации, при которых происходит деформация нашей реальности. К знакомству с темой мы подойдём через рассмотрение таких художественных методов, как умолчание, маскировка и деструкция, анализируя механизм их работы в широком поле визуальных искусств. Главный вопрос, на который мы будем отвечать — это не «почему скрываются факты», а «как»?
Обращение к мировой истории культуры позволит понять, при помощи каких медиумов и почему фотографы и художники раскрывали эту тему в своём творчестве, а также как их высказывания воздействовали на зрителя и на переозначивание исторического, социального и культурного контекста.
Спектакль нарративного знания. Сентиментальность для Джесс
24 декабря — 16.30
Ирина Задорожная
Название “спектаклю” дает один из проектов, который отражает текущую практику художника и длится, производит себя или производит автора, несколько лет.
Ирина Задорожная – междисциплинарный художник, чья практика включает в себя компьютерную графику, анимацию, пространственную визуализацию, видео и фотографию. Ее эксперименты апеллируют к возможному взаимодействию между реальным, виртуальным и гипотетическим.
Ирина расскажет о своей философии, истоках и процессах проекта:
— Идея (извне или из глубины) проникает, заселяет местность и провоцирует превращения.
Режиссировать симуляции, принуждая ничто к обращению в нечто, по пути выясняя пределы контроля, сидя в ожидании опустошителя, состоящего в воображаемой партии, надеясь на беспредел вещей, который, вдруг, успеет пресечь Превращение.
Лекторы и участники событий
Алина Белишкина
Алина Белишкина
Куратор, художник и исследователь. Училась на программе кураторских исследований (CuMMA) университета Аалто, Хельсинки. Преподавала теории и практики современного искусства в образовательной программе ФотоДепартамента и в Школе молодого художника, Фонда «ПРО АРТЕ»
Дарья Вострякова
Дарья Вострякова
Фотограф
Ирина Задорожная
Ирина Задорожная
Междисциплинарный художник, чья практика включает в себя компьютерную графику, анимацию, пространственную визуализацию, видео и фотографию. Ее эксперименты апеллируют к возможному взаимодействию между реальным, виртуальным и гипотетическим
Нэля Рублёва
Нэля Рублёва
Художник, исследователь визуальной культуры.
С 2019 – 2020 гг. училась в Школе вовлечённого искусства худ. коллектива «Что делать?». В 2019 г. получила степень магистра искусств и гуманитарных наук в Академии Штиглица, с 2009 – 2015 гг. изучала станковую живопись в МГОУ им. Н. Крупской.
Денис Шулепов
Денис Шулепов
Фотограф, художник. Основным его интересом является коллективное как способ самоузнавания. Под этим подразумевается выявление общностей, таких как язык, традиции, критерии красоты, которые могут становится совместным предметом разговора.
Мария Шаронова
Мария Шаронова
Независимый исследователь, куратор. Куратор фестиваля экологического искусства «OTHERsiders», участник конферении «Современные методы изучения культуры — XIV»
Надя Шереметова
Надя Шереметова
Куратор, исследователь фотографии, директор ФотоДепартамента и образовательной онлайн-платформы Проекция, галерист в экспериментальных форматах и инициатор изменений в арт-среде