back to top

Онлайн-лекции в январе 2023

14-15 января 2023

Место проведения: онлайн

Вход на лекции за донейшен в стабилизационный фонд ФотоДепартамента

Лекции доступны в записи — за донейшен

Расписание событий:

14 января / Сб в 11:00 — Мемы и магия: как фотография выходит из себя, или Зачем сегодня вообще брать в руки камеру? Елизавета Александрова
14 января / Сб в 13.00 — Горизонты фотографии. Где мы сейчас и какие перспективы? Надя Шереметова
15 января / Вс в 11.00 — Умри – замри – воскресни. О феномене и стратегиях постправды. Нэля Рублева
15 января / Вс — 13.00 — Почему одну фотографию берут в современное искусство, а другую нет? Надя Шереметова
лекции и расписание лекции и расписание

Мемы и магия: как фотография выходит из себя, или Зачем сегодня вообще брать в руки камеру?

14 января в 11.00

Елизавета Александрова

Сегодня фотография перестает показывать и начинает играть — свободно изменять или даже создавать собой новую реальность. А значит меняется и то, как нам самим теперь лучше уживаться с таким изображением.
Поучаствовать в игре, проявить фотографией свой голос вместо того, чтобы разбирать и интерпретировать чужой, потому что так честнее и интереснее.
Зачем брать в руки камеру — вопрос не риторический, а прагматический. В каждом ответе — прикладная социальная и политическая сила современной фотографии.
Попробуем сесть и честно проговорить: почему сейчас можно и нужно снимать (тут, кстати, есть парочка нюансов… 👉 👈)

Горизонты фотографии. Где мы сейчас и какие перспективы?

14 января в 13.00

Лекция Нади Шереметовой

Paris Photo 2022

Во всем мире фотография как искусство и высказывание — это индустрия. У неё есть инфраструктура, образование, ярмарки вроде Paris Photo, профессионалы, процессы, ресурсы, аудитория и т.д. В России же есть огромное количество производителей изображений. И каждый из них хочет занять место — кто-то во внимании, а кто-то в умах людей. Здесь уже намечаются разные горизонты.
У фотографии есть парадокс эмансипации — даже если долго и упорно заниматься технической стороной инструмента, это не приведет тебя к росту в плане фотографии как высказывания. Кураторам, да и зрителям, всегда виден этот проговаривающийся пробел непонимания разницы между “я знаю что хочу сказать” и “я умею классно технически сделать любую фотографию”. Вот и парадоксально — один инструмент для всех, но очевидно дает разные горизонты тем, кто его держит.
Мы поговорим о развитии фотографа в художника, о желании признания и иллюзиях на этом пути, о предубеждениях, мифах и разъединяющих представлениях о современной фотографии, которые не дают любому, даже любителю, перейти от уровня наслаждения эстетикой или процессом съемки к фотографии как средству говорить и видеть. И о том, какие идеи и ожидания уже стоит отбросить в обзоре пространства смыслов и индустрии фотографии “здесь” и “у них”. Будет много картинок и примеров, поэтому лекция будет интересна не только тем, кто хочет претендовать на место в художественной среде, но и всем кто интересуется процессами, в визуальной среде происходящими.

Умри – замри – воскресни.

О феномене и стратегиях постправды

15 января — 11.00

Лекция Нэли Рублёвой

Mishka Henner. Paleis Noordeinde, The Hague

Условия нашего пребывания в точке здесь и сейчас обусловлены ограниченным пространством как личного, так и коллективного, а также лимитированного и часто искажённого знания о происходящем. Последнее напрямую соотносится с феноменом постправды или постистины, который мы возьмём за основу данной лекции. Это хорошая возможность посмотреть на современный мир другим взглядом, одновременно приближенным и отстранённым от действительности, а именно – художественным.
Мы обратимся к вскрытию и выведению на поверхность нескольких режимов функционирования смыслов/истин/информации, при которых происходит деформация нашей реальности. К знакомству с темой мы подойдём через рассмотрение таких художественных методов, как умолчание, маскировка и деструкция, анализируя механизм их работы в широком поле визуальных искусств. Главный вопрос, на который мы будем отвечать — это не «почему скрываются факты», а «как»?
Обращение к мировой истории культуры позволит понять, при помощи каких медиумов и почему фотографы и художники раскрывали эту тему в своём творчестве, а также как их высказывания воздействовали на зрителя и на переозначивание исторического, социального и культурного контекста.

Почему одну фотографию берут в современное искусство, а другую нет?

15 января — 13.00

Надя Шереметова

Каждый из нас когда-то недоумевал: Я не понимаю почему это считается искусством!? Мы смотрим на снимок, инсталляцию или на объект и можем не понимать почему эта выставленная работа считается фотографией. Почему и как она связана с фотографическим изображением? Или если произведение хотя бы похоже на отпечаток в раме, то почему оно, не отвечая нашим эстетическим представлениям, заявляется как значимое? Скорее всего вы отказываетесь перед современной фотографией, в которой форма неотрывна от транслируемого смысла.
Не важно, автор вы или зритель, важно и интересно научиться читать эту новую форму и увидеть отличия в фотографии, которая попала на территорию современного искусства от той, что не может стать ее частью. Дело здесь не в критериях выбора работ кураторами — дело в тактике производства снимка и в природе его происхождения. А ещё в том, что от фотографии без смысла просто не запускается наша зрительская интерпретация.
В течение лекции мы будем учиться смотреть на фотографию не как на сюжет, композицию или свето-теневой рисунок. А как на конструкцию — как на сочетание действий автора, заложенного жеста, контекстов и того, как они влияют на восприятие и прочие элементы. Как мы можем получить появление фотографии как события. И как в расширении понимания изображения помогает теория фотографии.

Как участвовать

Лекции доступны в записи за донейшен в стабилизационный фонд ФотоДепартамента:

от 900 руб за все 4 лекции или от 300 за одну любую

После внесения донейшена напишите «все лекции», если хотите получить записи всех лекций, или «лекция дата/время» в чат нашего официального Телеграма и пришлите ссылку на квитанцию — и мы пришлем вам ссылки на видеозаписи.

Российскими картами

Зарубежными картами за все лекции

Лекторы

Нэля Рублёва

Нэля Рублёва

Художник, исследователь визуальной культуры.
С 2019 – 2020 гг. училась в Школе вовлечённого искусства худ. коллектива «Что делать?». В 2019 г. получила степень магистра искусств и гуманитарных наук в Академии Штиглица, с 2009 – 2015 гг. изучала станковую живопись в МГОУ им. Н. Крупской.

Елизавета Александрова

Елизавета Александрова

Исследовательница кино и фотографии, бакалав направления «Кино и Видео» Смольного института, в настоящее время учится там же в магистратуре направления “Кинокритика”

Надя Шереметова

Надя Шереметова

Куратор, исследователь фотографии, директор ФотоДепартамента и образовательной онлайн-платформы Проекция, галерист в экспериментальных форматах и инициатор изменений в арт-среде

Яндекс.Метрика