Выставка Ирины Иванниковой «Игра в пустоту» в Павильоне на острове Новая Голландия
Расписание медиаций – встреч, на которых мы в коллективном разговоре глубже разбираемся со смыслами проекта. Вход — свободный, чтобы присоединиться напишите слово «медиация» в телеграм-бот fotodepartament и выберите бесплатные.
28 сентября, сб / 16.00
29 сентября, вс / 16.00
5 октября, сб / 16.00
6 октября, вс / 16.00
12 октября, сб / 16.00
13 октября, вс / 16.00
ФотоДепартамент и Новая Голландия представляют выставку на острове в пространстве Павильон — художницы, работающей с фотографией на стыке перформанса, инсталляции и объекта Ирины Иванниковой «Игра в пустоту».
Работы произведены в рамках программы «ColLab» мастерских Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2»
Любая фотография состоит из контекстов и действий, ими определяется созвездие отсылок и притяжений, которые мы считываем, и получаем из них смысл. На соединении точного жеста, места действия при создании фотографии и материальности объекта, его перемещения художником в нужную среду и прощупывания деталей уже зрительским взглядом — высказывание обретает свои черты и ясность для нас, в него попадающих.
Что сообщает куб с приметами индустриального пространства и игры (кубик Рубика), попадая в домашний шкаф? Что говорят изображения фурнитуры на деревянных шарах? Как коврик для йоги связан с работником завода? Какие дополнительные контексты обретает фотография, вырезанная лазером на фанере, знакомой нам по материалу для дверц комода? Как личное пространство комнаты, ставшее на время тотальной инсталляцией, и зафиксировав в себе это свойство навечно, благодаря фотографии, вбирает слои мест труда, превращаемых сейчас в места креативной праздности?
Визуальная схватываемость фотографии не единственная её черта — используя свой, заложенный в ней априори, потенциал перформанса, инсталляции, объекта и прямой отсылки к нашему повседневному опыту, художник, и Ирина Иванникова в их числе, производит точки схождения незамечаемых структур и процессов, в которые мы все погружены. Вкладывая публичное в частное и делая общественное неуместным дому, Ирина открывает дорогу размышлениям о нашем запросе на наполненность и смысл любых обстоятельств, в которые мы попадаем или которые нам предлагают.
Надя Шереметова, куратор выставки и ФотоДепартамента
Проект начался в 2020 со съемки креативного пространства, которое раньше было заводом, место стало отправной точкой для проекта. Меня заинтересовала пересборка пространств: завод становится фоном для отчуждения идеологического труда и формирования новой праздности креативного кластера. Как пространство становится временем, и каким образом действие участвует в этих процессах? В действии меня заинтересовали его скрытые свойства: пустоты, которые в нем содержатся. Я размышляла о феномене фантомного тела, когда мы можем наблюдать незримое присутствие прошлого и феномене парализованного тела, когда происходит застывание и стагнация, чтобы не случилась встреча с непереносимым опытом. И эти феномены влияют на интенцию самого действия и его отчуждающие свойства, так труд на заводе и производство креативных форм при внешнем различии, могут встретиться в этой пустотной точке. Смена ценностных структур двух периодов и переплавление смыслов, которые влияют на наполнение места, срезонировали с моим личным опытом. И я перенесла архивные и современные фотографии места в своё личное пространство, в этом перемещении было желание найти точку разотчуждения. Неуместность существования личного в общественном перевернулась материальной неуместностью общественного в личном.
Ирина Иванникова
Ирина Иванникова — междисциплинарная художница, работает с цифровым искусством, перформансом, перформативной фотографией, соавтор проекта по социальной практике искусства «Социальная практика».
Куратор модуля Перформанс ШД НИУ ВШЭ направления «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс.» Куратор образовательного интенсива Маршрут «Движущие смыслы», ФотоДепартамент. Финалист Collab 2024 ГЭС-2.
Окончила Институт проблем современного искусства (ИПСИ) (2013-2014), «Преодолевая фотографию» (FotoDepartament, 2015-2016), Лабораторию Медиа-Перформанса при Московском Музее современного искусства (2011-2012), Лабораторию медиапоэзии (2013-2015), Школу перформанса PYRFYR (2012-2013), Школу перформанса Лизы Морозовой «Performance Art studio» (2013-2014), Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (2002-2007).
Работы были показаны: Electronic Literature Festival «Никакая это тут не утопия» (Галерея 3,14, Берген, Норвегия, 2015), Фестиваль «Медиапоэзии» (ММОМА, 2014), фестиваль перформанса «Игра в классики» (ММОМА, 2013), аукцион «Современные российские художники» (Мультимедиа Арт Музей, 2013), III Московская международная биеннале молодого искусства (параллельная программа, фестиваль «Единство целых», (ММОМА, 2012),Московская международная биеннале молодого искусства (параллельная программа, фестиваль (UN)имация, (ММОМА, 2012),«Паузы», (ММОМА, 2020), «Со-создатели», (Ленполиграфмаш, 2022), Архстояние (Николо-Ленивец, 2024) и др.
ФотоДепартамент занимается проектами, помогающими исследовать, понимать, делать и смотреть современную фотографию в контексте искусства, медиа и digital, и представляет фотографию как reality-based art.
ФотоДепартамент сейчас – это не только пространство с книжным магазином, читальным залом и шоурумом принтов, но и образовательная платформа ПРОЕКЦИЯ / Projection.media, фестиваль современной фотографии Присутствие / Presence и FotoDepartament.Gallery. В рамках всех направлений проводим события, выставки и проекты, направленные на исследование новых художественных стратегий, средств и авторов, занимающихся фотографией.