back to top

Юлия Борисова. Бегство на край

Галерея «ФотоДепартамент» в новом пространстве продолжает  выставочный сезон и приглашает на выставку:

Юлия Борисова / Санкт-Петербург

Бегство на край

30 ноября – 30 декабря’2012

Место: Галерея «ФотоДепартамент» / наб. Фонтанки, 40

С 30 ноября по 30 декабря в новом пространстве галереи на наб. Фонтанки, 40 “ФотоДепартамент” представляет выставку программы «Green/ Зелень», в которой показываются молодые фотографы  – проект «Бегство на край» Юлии Борисовой.

 

В своем проекте, мысленно обращаясь к теме первой волны русской эмиграции, я совмещаю старые фотографии и засушенные лепестки цветов. Разрушая первоначальные образы изображенных на фотографиях людей, я делаю их анонимными. Размышляя о том, как со временем из памяти стираются какие-то подробности и каждый раз, вспоминая прошлое, мы создаем “картинку” по-новому, какие-то детали заменяя другими, я пытаюсь то же самое сделать с изображением. Таким образом, я также пытаюсь добиться соединения современного пространства с рассказываемой историей.

 

Известный голландский фотограф Люк Вильмеринг, приезжавший с семинаром в рамках проекта «Опыт голландской фотографии» в Петербург в октябре 2012 года, познакомился с Юлией и к её выставке написал текст, как впечатление и осознание просмотренных фотографий.

Жестокий месяц апрель возрождает

Фиалки из мертвой земли, тянет

Память к желанью, женит

Сонные корни с весенним дождем

                         Томас Элиот, “Бесплодная земля”

 

В фотосерии Юлии Борисовой “Бегство на край”старые фотографии русских эмигрантов частично закрыты цветами и лепестками. С помощью этого простого жеста она создала новые изображения. Лепестки по большей части повторяют форму тела человека на фотографии, но иногда вмешательство относится больше к самой фотографии как объекту.

По-новому созданные изображения наполнены меланхолией, и, после того как рассматриваешь их какое-то время, становится интересно: Кто эти люди? Как их звали?… Что с ними стало? Цветы – это символ Vanitas (призрачности, бренности жизни), и мы можем предполагать, что люди на этих фотографиях скончались. В одном из своих изображений Юлия Борисова даже перекрыла головы двух людей красным крестом из лепестков, как будто говоря “их жизнь окончена”.

Но потом внезапно появляется похожая на фею милая девушка, лежащая на траве под красным одеялом… или это одежда, которую она носит? Или та дама, укрытая цветами, как-будто состоящая из  огромного букета… всё так полно жизни и так полно смерти!

В другой фотографии – семейном портрете – мы видим горизонтальную складку, которая немного похожа на трещину. Борисова починила этот разрыв, “зашив” его крест-накрест, это почти вышивка… хотела ли она вылечить прошлое, хочет ли она сохранить живой память о нём?

Игра с цветами, лепестками и листьями может быть расценена как по-детски невинная и милая… но в этой серии есть также и теневая, печальная сторона… цветы увядают.

Почему-то изображения из “Бегства на край” напоминают мне моменты, когда я приходил на могилы друзей. Идти по кладбищу мимо надгробий с засохшими цветами… бесконечные ряды неизвестных людей… кто они были, что делали, помнят ли о них?

Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, моя мать тяжело больна, и я знаю, что она скоро умрёт. Кто будет помнить её и как долго?

Но потому ли мы занимаемся искусством… чтобы нас запомнили? Конечно, я бы не сказал, что это – единственная причина, но в экзистенциальном смысле не делаем ли мы зачастую фотографии для того, чтобы помнить и не быть забытыми?

Люк Вильмеринг, художник, фотограф, Голландия

ноябрь 2012

Известный куратор, фотограф, историк фотографии, Игорь Лебедев, написал текст, позволяющий определить место проекта Юлии Борисовой в контексте современной российской фотографии.

Вероятность возвращённой памяти

Память накатывает волнами, заставляя неожиданно и остро переживать то, что совсем не относится к жизни, прожитой конкретным человеком. Эта память связана с культурным слоем. В нём всё перемешано, настоящее и прошлое, старые портретные фото, несущие на себе истории жизни, давно стёртые потоком времени, засохшие цветы – отметины на память о том, что было важно, но было забыто, воспоминания о том, что было, но не могло запомниться…  Такой он на фотографиях Юлии Борисовой из новой серии «Бегство на край».

Неполнота памяти провоцирует на её восстановление и художник снова и снова возвращается в своей работе к архивным материалам, систематически переосмысливая их на новых уровнях индивидуального осознания, не столько родовой памяти, сколько памяти нации. Через её реконструкцию легче восстановить то, что было утрачено, то, что имеет продолжение на уровне последствий родовых травм, которых так много в российской истории.

Архив – анонимное свидетельство прошедшего времени. Анонимность заложена в него на многих уровнях культурной де-идентификации прошлого. Но, несмотря на кажущееся постоянство своей анонимности, он удивительным образом находится в готовности к манипуляциям согласно потребностям каждого сталкивающегося с ним человека. Материал, включённый в архив, обладает огромной вариативностью заложенных в него историй, как правило, на поверхностном уровне, прочитываемых под углом ностальгического переживания прошедшего времени, в контекстах личного опыта.

Но работа с архивом не только подсознательное стремление к ностальгическому воскрешению прошлого или аффект преодоления потерь в череде поколений, хотя доля чувственных переживаний здесь всегда присутствует. Скорее это интуитивное нащупывание границ, жёстко рассекающих  устоявшийся миропорядок, попытка понять причины «взрыва», меняющего судьбы многих поколений людей.  И, в конечном итоге, созданное высказывание, опирающееся на фетиши – старые фотографии, объекты персонального «музея», по замечанию Зигмунда Фрейда, суть выражения протеста возникающего в точке, где травмирующее преодоление потери смыкается с желанием противодействовать возможности её повторения в будущем.[1]

Думается, такая попытка выражения протеста свойственна и Юлии Борисовой, в своих работах обращающейся к событиям из истории России, связанным с революцией и последовавшей за ней первой волной эмиграции.

В старые снимки автором через использование коллажной техники, привносится эффект дополнительной многослойности. Сами снимки уже несут в себе образы далёкого, «замороженного» фотографией прошлого, тогда как наложенные на них фрагменты цветов маркируют неопределяемое во времени настоящее. Эта пространство, возникающее в разрыве прошлого и настоящего, и становится для автора полем исследования своих взаимоотношений с исторической предопределенностью.

Люди на фотографиях не в силах осознать своего будущего, а для автора оно приоткрыто с другой его стороны, как будущее в прошедшем времени. Это будущее, как противоположный берег бурного потока истории, которой уничтожил целый мир, стёр связи коллективной памяти, заставил испытать боль от отсутствия того, что не было пережито. И главное, спровоцировал на «разговор о «деформированном, сломанном мире» сформированном в нашем сознании поочерёдно старым советским и новым постсоветским обществом, черты которого несут в себе коллажный характер. [2]

 ‘ФОТОГРАФИЯ: сокращение фотографии’

‘ВОССТАНОВЛЕНИЕ: действие возражения, протеста. Действие… возвращения из проступка, преобразования, действия исправления от варварства… Действие требования возвращения ot кое-что убранное. Подгонка создания культивирования ‘.7 Потребность такого протеста находится в раннем использовании фотографии в советской эстетической системе.

 … Фотография должна рассказать историю, если она должна работать как искусство. И именно в выборе и обращении к его истории, или предмету, художник-фотограф принимает решения, крайне важные для его искусства ‘.35


[1]S. Freud, ‘Fetishism’, 1927, Standard Edition, vol 21.

[2]Brandon Taylor “Learning from the ‘Luriki’: Recent Photo-Aestetics in Russia”,1994

О фотографе:

Юлия Борисова

Родилась в городе Таллинн, Эстония,  живет и работает в Санкт-Петербурге.
В настоящее время независимый фотограф.

Фотографическое образование: Академия фотомастерства Анатолия Мальцева, курс «Городография» (А. Петросян), «Репортажная фотография» (А. Мальцев), «Арт и фотожурналистика» (А. Федотова); семинары: С. Максимишин (2010); Jan Grarup, агентство NOOR (2011)  и Morten Andersen (2011, 2012) в рамках Проекта Nordic Photography Experience; Luuk Wilmering (2012) – проект “Опыт голландской фотографии” (Санкт-Петербург, Фотодепартамент).

Обучалась по программе «Фотография как исследование» на курсе «Фотография на пределе» / Куратор курса: Надежда Шереметова. В настоящее время проходит обучение на курсе «Практика и теория современной фотографии: тело как объект исследования и интерпретации» / Куратор: Игорь Лебедев (Санкт-Петербург, Фотодепартамент).

Награды: Третье место в конкурсе репортажной фотографии им. А. Ефремова – федеральный репортаж (2012);
Второе место на III Международном фотоконкурсе имени Карла Буллы «ЭПОХИ ЗРИМЫЕ ЧЕРТЫ», номинация “Повседневная жизнь” (2011);
Первое место в читательском конкурсе «Город», журнал “FOTO & VIDEO” (2011);
Третье место в читательском конкурсе «Ситуация», журнал “FOTO & VIDEO” (2011);
Финалист Конкурса репортажной фотографии им. А. Ефремова (2011);
Участник Международного фестиваля фотографии PHOTOVISA (2011), конкурсная программа «Дорога».
Выставки: 3 персональные выставки в галерее чёрно-белой фотографии кафе “Black&White» (2011-2012);
II фотобиеннале современной фотографии в Русском музее (Санкт-Петербург, Мраморный дворец, 2012);
Выставка по итогам Конкурса репортажной фотографии им. А. Ефремова (2012, 2011, Тобольск и Тюмень);
Выставка финалистов конкурса в рамках III Международного фестиваля фотографии PHOTOVISA (2011);
Выставка «Эпохи зримые черты» в Фотосалоне имени Карла Буллы (Санкт-Петербург, 2011).

http://juliaborissova.ru

Программа ближайших выставок в галерее «ФотоДепартамент»:
Юлия Спиридонова / Москва. Выставка RAW / 5 января – 8 февраля 2013
Татьяна Палыга / Петербург. Выставка «Там, где я живу» / даты уточняются
Александр Бондарь / Петербург. Выставка «Солнце» / даты уточняются

Аккредитация для СМИ:
по телефону: +7 (901) 301-7994
по e-mail: press@fotodepartament.ru

Галерея “ФотоДепартамент”
наб. Фонтанки, 40 / первый двор от Невского пр.
1 этаж / код *2322#
м. Гостиный двор / Маяковская
Работаем: ежедневно, с 12.00 до 20.00
тел./факс: (812) 273-6274/ +7-901-301-7994
press@fotodepartament.ru
www.fotodepartament.ru
www.shop.fotodepartament.ru
www.fmagazine.ru

Яндекс.Метрика